Банкротство, долги или возрождение. Что ждет уфимские троллейбусы и трамваи?

02 августа 2021
Мы поговорили с экспертом в сфере транспорта.

Переполненный троллейбус в утренний час пик или полупустой вагон трамвая ранним воскресным утром — уфимский электротранспорт бывает разным. Кто-то выбирает его из-за низкой стоимости проезда, другие готовы ждать «рогатого», чтобы испытать приступ ностальгии. Для большинства горожан этот транспорт — возможность доехать туда, куда не ходят автобусы. Но вскоре троллейбусы и трамваи могут остаться в депо и не выехать на маршруты.

 

 

Днем 29 июля появилась информация, что электротранспорт прервет свою работу на пять дней — с 1 по 6 августа. Причина — финансовое состояние Управления электротранспорта Уфы. Однако уже вечером в мэрии нас заверили, что все трамваи и троллейбусы выйдут на линии.

 

Талгат Зайнуллин, начальник информационно-аналитического управления — пресс-службы Администрации ГО г.Уфа: «Никакого простоя трамваев и троллейбусов в городе не будет, это все домыслы. Администрация Уфы последовательно проводит работу по поддержанию жизнедеятельности города и контролирует в том числе и эту ситуацию. Сегодня в администрации состоялось специальное совещание по возникшим вопросам. Там были урегулированы все возникшие вопросы, могу сказать, что весь электротранспорт, который есть в Уфе, будет работать в прежнем режиме».

 

Казалось бы, худшее позади. Приказ о приостановке работы «МУЭТа», подписанный конкурсным управляющим Данилом Рыбалко, не вступил в силу. Однако документ был необходим, чтобы водители, кондукторы и другой персонал получили свои зарплаты.

 

Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Мы должны понимать, что этот приказ возник, потому что не было другой возможности достучаться, собрать мэрию. В крайнем случае, конкурсный управляющий пошел бы на это, на остановку электротранспорта. Но мэрия все же собралась… Заявление, что все будет хорошо и электротранспорт будет жить — слишком оптимистичное».

 

Напомним, муниципальное управление электротранспорта Уфы находится в процедуре банкротства с 2016 года. Тогда его поделили на МУЭТ и на «Управление инфраструктурой транспорта» - сокращенно «УИТ». На балансе первого остались троллейбусы и трамваи, а второму перешли трамвайные пути, депо и контактная сеть. Однако против высказался конкурсный управляющий.

 

Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Для того, чтобы по суду признать предприятие социально значимым и чтобы оно имело право продолжить деятельность, в том числе провести через процедуру банкротства и передать это все городу потом, конкурсный управляющий объединил обратно все ресурсы и инфраструктуру, и МУП «УИТ» оказался не у дел».

 

Теперь надо оценить все активы МУЭТа и выставить их на продажу. Важный момент — покупатель обязан сохранить профиль деятельности предприятия. То есть и дальше осуществлять перевозку пассажиров. Олег Арефьев уверен, что желающих приобрести активы с таким обременением не будет. После торгов имущество МУЭТа будет предложено кредиторам.

 

Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Им говорят: «Вы можете взять в счет погашения нашего долга всю эту конкурсную массу с условием сохранения деятельности». ФНС точно не будет заниматься перевозками в Уфе. Им это никак не надо. У МУЭТа земли-то в собственности нет. Если разговор шел бы о том, что все это продается вместе с землей — желающие нашлись бы. В начале проспекта Октября застроить все высотками… Ради этого можно и потерпеть, и рельсы сдать в металлолом. Но земля им не принадлежит, она в аренде. Конкурсная масса — это здания, которые перепрофилировать невозможно, рельсы, которые надо выкапывать, транспорт, который можно сдать только в металлом на сегодняшний день, за исключением пару трамваев и десяти троллейбусов».

 

По словам Олега Арефьева, все активы в таком случае передадут городу как нереализованное имущество без долгов и без проблем. Но все эти манипуляции займут некоторое время. Перевозить пассажиров будет МУП «УИТ», который сейчас не до конца урегулировал вопросы по лицензированию, отметил наш собеседник.

 

Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «Если сейчас ФАС им напишет предостережение, «УИТ» его проигнорирует. Начнется суд. Это займет время. Другой вопрос. Если, не дай Бог, что-то случится, ЧП какое-то. Тогда подключится Прокуратура и будут серьезные вопросы. Пока мы получаем абсолютно нелегальный электротранспорт. Мы так же бились с ПАЗиками».

 

Другой вопрос — насколько полноценно власти будут финансировать МУП «УИТ». Обанкротившийся МУЭТ не платил налоги, но на новое предприятие ляжет полноценная финансовая нагрузка. Олег Арефьев считает, что «УИТ» протянет несколько месяцев.

 

Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «В августе-сентябре не думаю, что произойдет что-то критичное. По запасу мощности и перед выборами электротранспорт будет двигаться, будет бежать. После выборов… Все зависит от того, будет ли им кто-то заниматься или нет. Если нет, то электротранспорт снова начнет набирать долговую нагрузку».

 

При этом продолжаются разговоры о поиске инвестора. Известно, что между правительством Башкирии и компанией «Синара — городские транспортные решения Уфа» подписано соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Однако дальнейшего движения в этом направлении мы не видим. И причиной этому не только банкротство МУЭТа.

 

Олег Арефьев, эксперт в сфере транспорта: «В городе нет человека, который это все курировал бы, в этом во всем понимал бы, планомерно занимался и имел вход к первым лицам, чтобы доносить не через приказы, а личную встречу. Республика работает в ручном режиме. Мы же это понимаем. Поручение Хабирова — и потом что-то едет. Пока не появится такого человека, мы будем решать проблемы по вечерам на совещаниях таких в мэрии. Мы никуда не поедем и перспектив не получим».

 

На уфимцах в ближайшем будущем все эти явления никак не скажутся — они так же будут ездить на трамваях или троллейбусах. Но, возможно, в какой-то момент «рогатые» все же не выйдут на линии. В МУЭТе нам подтвердили, что вопрос об остановке электротранспорта в Уфе с повестки снят, а столичная мэрия настаивает на сохранении троллейбусов и трамваев.

 

Александр Лашко, начальник службы контроля исполнения МУЭТ: «На текущий момент решение заключается в том, чтобы сосредоточить всю производственную деятельность на предприятии «Управление инфраструктурой транспорта». Весь технический процесс будет переведен туда. Сейчас проводятся кадровые мероприятия по переводу штата в МУП «УИТ».

 

Телеканал UTV обратился в УИТ, однако поговорить с директором предприятия не получилось. Мы оставили номер для связи. На момент выхода сюжета руководство с нами не связалось.