Для чего в Уфе сокращают зелёный сигнал для пешеходов?Рассказываем, как работает светофорная система
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Вот перекрёсток Проспекта Октября и улицы Бессонова. Недавно здесь сильно сократили время зелёного сигнала светофора для пешеходов. Я перешёл дорогу примерно за 10 секунд. Осталось ещё 10. А это значит, что тем, кто не успел подойти заранее, придётся сильно поторопиться».
Некоторые светофоры в Уфе, которые раньше давали 40 и больше секунд на то, чтобы перейти дорогу, внезапно начинают выделять на это в два раза меньше времени. Чтобы понять, почему так происходит, мы обратились в "Уфагорсвет" - здесь отвечают за светофоры и решают, сколько будут гореть зеленый и красный сигналы.
Фарух Садиков, заместитель главного инженера МУЭП «Уфагорсвет»: «Прежде чем настраивать светофор, проверяется его работа по факту, опираясь на мнения и жалобы людей. Если жалоба соответствует реальности, то мы начинаем подбирать оптимальный режим работы. Потом заявка передаётся в Управление коммунального хозяйства и рассматривается там. После мы получаем одобрение и поручение, инженеры "Уфагорсвета" начинают запускать светофор в нужном режиме».
Но зачем менять работу светофора, если он несколько лет управлял движением без проблем?
Фарух Садиков, заместитель главного инженера МУЭП «Уфагорсвет»: «К примеру, построился у нас жилой комплекс и количество жителей и транспортный поток увеличились. Начинают поступать жалобы на изначальный режим работы. Пропускная способность может снизиться из-за того, что сопутствующее направление перекрыто. Увеличивается давление на соседние дороги и тогда приходится что-то менять».
Вернемся к перекрестку Бессонова и Проспекта Октября. По словам инженера, время горения зеленого света сократили ради блага пешеходов.
Фарух Садиков, заместитель главного инженера МУЭП «Уфагорсвет»: «Просто много жители жаловались на то, что транспортный поток, поворачивая на Бессонова, не пропускал пешеходов. Мы убавили время горения зелёного света, чтобы люди могли спокойно пройти, а транспорт мог повернуть направо, когда пешеходу горит красный сигнал».
В угоду всем время работы сигналов в Уфе пытались уравнять и для водителей, и для пешеходов. Но тогда город встал в пробках. После этого специалисты увидели решение в «суточных» режимах.
Фарух Садиков, заместитель главного инженера МУЭП «Уфагорсвет»: «Утром мы прибавляли время горения зелёного сигнала. А вечером график его работы был другой. Так мы делали «зелёную волну» - если водитель ехал по проспекту Октября со скоростью 60 км/ч, то он попадал всегда на зелёный свет».
Но и этот метод не устроил специалистов "Уфагорсвета". Тогда ему на смену пришла новая технология - «умный» светофор, который в единственном экземпляре установили на перекрестке проспекта Октября и ул. 50 лет СССР.
Фарух Садиков, заместитель главного инженера МУЭП «Уфагорсвет»: «Это автоматизированная система управления дорожным движением. Сперва люди путали её с камерами, которые фиксируют нарушения. На самом деле это детекторы транспорта, которые считывают объём потока, и в зависимости от этого дают контроллеру команду включить нужный режим».
При нас светофор держал пешеходов на тротуаре 130 секунд, а уже в следующий раз ждать пришлось всего 80 секунд. Когда завершится тест системы - нам не сказали. А пока на обновлённые улицы ставят обыкновенные светофоры.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «А вот перекрёсток улиц Бессонова и Комсомольской, которая гораздо шире. И для того, чтобы перейти её, отводятся все те же 22 секунды. И здесь торопиться уже пришлось мне».
- Здесь мало, да. Только подходишь и понимаешь, что десять секунд осталось.
- Бывает такое, что подходите и понимаете: «Я сейчас не успею?»
- Да, бывает. Но я лучше подожду. Ничего страшного нет в этих секундах.
- Мне кажется, что нужно просмотреть всю дорогу и сделать так, чтобы, например, в этом месте вечером было больше времени.
- А достаточно ли времени, чтобы перейти дорогу?
- Да, мне всегда хватает времени.
- Конечно же, мне хватает времени для того, чтобы перейти дорогу.
- Минимум 30 секунд должно быть. Ну вот я сейчас стояла на «Спортивной», и там красный горел долго, а зелёный горел самый мизер. Вот 35 секунд тут загорелось! 45 минимум нужно!
Урбанисты считают, что не нужно увеличивать или уменьшать время сигнала. С их точки зрения, городские дороги нужно наполнить «умными» технологиями, как на «Спортивной». Следующим шагом для Уфы, например, могут стать индукционные петли, которые будут самостоятельно регулировать скорость автомобилей и сигнал светофора.
Аркадий Гершман, урбанист: «Ситуация ночью, когда трафика мало. У нас считается, что приоритет нужно отдавать машинам. Это довольно примитивный подход. Сейчас в странах, где используют «умные светофоры», делают иначе. Перед перекрёстком стоит несколько датчиков, и они понимают, с какой скоростью едет машина. Если автомобиль превышает скоростной режим, то загорится красный сигнал. То есть водитель должен будет остановиться и только потом преодолеть перекрёсток».
Если на ваш взгляд зеленый сигнал светофора в какой-то части города горит недостаточно долго или он вовсе неисправен, то об этом в круглосуточном режиме можно сообщить в диспетчерскую службу "Уфагорсвета" по номеру 8 (347) 278-88-70. В режиме реального времени его состояние смогут оценить и, при необходимости, на место отправят бригаду специалистов.