Сирены, радио и sms. Как работает система оповещения жителей в Башкирии?

07 октября 2021
Ее испытывали в ходе комплексной проверки.

 

Легким движением руки сотрудницы Госкомитета РБ по чрезвычайным ситуациям перехватывается сигнал трех федеральных и одного республиканского телеканала, теперь они синхронно показывают одну и ту же картинку. Это не хакерская атака, такой взлом вполне санкционирован, ведь в республике проходит масштабная проверка системы оповещения населения.

 

Кирилл Первов, первый заместитель председателя ГКЧС РБ: «Оповещение населения является одной из основных задач гражданской обороны, поэтому мы проверяем централизованную систему оповещения населения. В рамках этой работы проводится проверка технического состояния, таких как: сирены, громкоговорящие устройства, пункты управления, каналы связи».

 

Центр управления в кризисных ситуациях за последние 2 года получил серьезное обновление. Сотрудница Госкомитета управляет цифровой системой на огромном планшете, с его помощью можно без потери времени включить экстренное оповещение. Интерфейс работы очень прост, в нем легко найти нужный параметр из 700 других.

 

Кирилл Первов, первый заместитель председателя ГКЧС РБ: «В случае поступления сигнала, как например, с федерального уровня о какой-то опасности, или на муниципальном уровне, это может быть, например, шквалистое усиление ветра, или, например, угроза наводнения, в этих случаях может запускаться как централизованно по всей республике, так и в отдельном муниципальном образовании, где такие риски есть. Эту работу, естественно, осуществляем в круглосуточном режиме. Могу сказать, что в республике система одна из самых эффективных и современных в России».

 

Информация в цифровую систему поступает от диспетчерских служб в колл-центр Госкомитета по чрезвычайным ситуациям. Здесь сотрудники днем и ночью обрабатывают звонки о происшествиях в районах Башкирии.

 

Фарход Кутлугузин, начальник Службы обеспечения гражданской защиты ГКЧС РБ: «Когда мы сейчас проводили оповещение населения, мы по учениям передавали ещё сигналы управления, и по этим сигналам управления в каждом муниципальном образовании нам потом отчитываются о том, что сигнал получили, и что они начинают выполнять мероприятия гражданской обороны в соответствии с теми документами, которые они отработали. Всю необходимую информацию которую мы обобщили, мы готовим донесение и отправляем его уже в Москву, непосредственно в вышестоящее органы управления по гражданской обороне».

 

После обработки колл-центром информация о происшествии поступает в базу системы мониторинга чрезвычайных ситуаций. Здесь в живом времени отображаются пожары, катастрофы и другие ЧП. Например, такие оперативные данные по республике были во время съемки нашего сюжета.

 

Альфия Фазылова, врио начальника Территориального центра мониторинга и прогнозирования ГКЧС РБ: «По оперативным данным произошло 27 техногенных пожаров, в которых погиб один человек, пострадавших двое. На водных объектах происшествий не зарегистрировано. Информация автоматически поступает от единых диспетчерских служб, мы их обрабатываем и уже вносим в нашу систему».

 

Кроме включения сирен, трансляции сигнала на радио и тв, Госкомитетом по чрезвычайным ситуациям рассылаются смс-сообщения.

 

Кирилл Первов, первый заместитель председателя ГКЧС РБ: «Это тоже один из элементов оповещения. Как раз в рамках проверки мы сегодня тоже проверяли, как эти смс-сообщения приходят, то есть тоже подтвердилось, что всё нормально, они быстро доходят. Это тоже один из элементов, в том числе и локально, в какой-то, допустим, отдельной территории субъекта Российской Федерации, или в муниципалитете оповещать население об опасности».
 

Комплексная проверка системы оповещения проводится в Башкирии ежегодно. Главная задача мероприятия - это отладка работы механизма управления и проверка его функциональности в муниципалитетах.