Состояние улиц, брутто-контакты и ретро-трамваи. Прогулка с транспортным блогером по Уфе

09 февраля 2023
Как исправить ситуацию?

 

Состояние уфимских улиц, брутто-контакты и ретро-трамваи. Мы встретились с транспортным экспертом и блогером Олегом Арефьевым и прошлись с ним по центру столицы Башкирии.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «В Уфу я буквально на 2 дня прилетел. За один день получилось поездить на своей машине, взял у сына. Конечно, впечатление о дорогах, к сожалению, довольно печальное. Вполне возможно, я раньше как-то либо не обращал внимание, либо было лучше. Но вот сейчас, на данный момент, на тех дорогах, по которым я ездил, в том числе по проспекту Салавата Юлаева, колея по трём полосам. Это, конечно, ДТП, машины выкидывает. Трудно удивляться потом, что у нас количество ДТП растет. Мы отчитались, что погибших меньше стало. Но это по всей стране так. Ждем аналитики от МВД».

 

Андрей Шарыгин, корреспондент: «Как у нас дела обстоят с очисткой дорог?»

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Во-первых, не сказать, что много снега в этом году. Если оценить, допустим, по сравнению с прошлым годом либо с позапрошлым годом, то, конечно, лучше, дороги чище. Но в целом, во дворах, где я был, в таких местах, не особо центральных, не чищено. Более того, вот этот снег, который лежит, он покрывается определенным слоем грязи и общее такое ощущение грязного города».

 

В этом году многие горожане отмечают, как преобразились тротуары - блестящая на солнце ледяная корка сковала все тропинки. Песок и реагенты, похоже, появляются только в центре города. Иногда гололед переходит на проезжую часть и пешеход может легко угодить под колеса.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Во-первых, опасно это для пешеходов. Я молодой довольно-таки, по крайней мере, себя считаю таковым. Но даже я хожу довольно-таки так напряжённо. Я понимаю, я чувствую, что в любой момент могу упасть и что-нибудь себе сломать. Вот если бы мы каждый раз, при каждом ДТП, разбирали в подробностях до колеи, до гололёда, то соответствующие люди несли бы наказание. Вполне возможно, что в Уфе что-то стало лучше».

 

Мы не могли не поговорить и про второй этап транспортной реформы. О его начале объявил премьер-министр Башкирии Андрей Назаров в конце ноября. Он подразумевает внедрение интеллектуальных систем, организацию движения транспорта по расписанию, брутто-контракты с перевозчиками.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Во-первых, я бы хотел спросить. В результате первого этапа транспортной реформы мы получили что? Новые автобусы? Да. По большому счёту мы только обновили парк. Это проблема не только Уфы. Это проблема в целом России, наверное. На сегодняшний день мы не знаем, чего мы реформируем и чего мы хотим получить в итоге. Любая реформа – это в любом случае изменение глубинных процессов организации работы. Новый автобус мы купили. Это прекрасно. Вот сам сегодня выехал с Достоевского. Решил проехать на автобусе. Моментально быстро дошёл автобус. Чистый и красивый. Но я читаю очень много и очень часто в сетях, что люди не могут уехать с Затона, не могут уехать из пригородных посёлков и я не могу им не верить. Значит, у них транспортной реформы не было. Тогда давайте определим, где мы делали транспортную реформу. На улице Ленина? На проспекте Октября? Ну можно сказать, что она там удалась. Если брать в целом по Уфе, тем более по Башкирии, очень много вопросов. А мы должны были создать ту систему, которая позволит каждые 3, 4 или 5 лет обновлять этот парк, чтобы система смогла сама обновляться, чтобы вот эти перевозчики, в том числе пришлые, были в этом заинтересованы».

 

Говоря о втором этапе реформы, были упомянуты брутто-контракты, которые будут заключены с перевозчиками.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «По факту это государственный контракт. Суть в чём. Сегодня за проезд платит пассажир, а государство в определенных случаях доплачивает. То есть, когда регулируемый тариф, государство назначает тариф и доплачивает разницу между себестоимостью, потому что это тариф ниже, и ценой проезда. На брутто-контрактах все деньги, которые платят пассажиры, поступают в государство, а оно платит перевозчику. То есть, уже к деньгам пассажиров, по идее, перевозчик не имеет никакого отношения. Он может собирать эти деньги и передавать государству, но это уже будут его деньги».

 

Помогут брутто-контракты, только если они впишутся в четкую и понятную систему, поясняет Олег Арефьев. О введении такого способа расчетов говорят уже три года. Но воз и ныне там по простой причине - в бюджете нет на это денег. А нужно около двух миллиардов рублей. При дефицитном бюджете республика не отказывается от крупных объектов. Например, строительства двух мостов, которые свяжут Забелье с центром Уфы.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Решение, которое серьёзно разгрузит город. Есть официальная оценка, что 60% трафика, который идёт сейчас через три моста, это трафик дёмский. То есть, если мы сейчас строим этот мост новый, даже не учитывая новое Забелье, мы очень серьёзно, соответственно, можем разгрузить въезд в центр и выезд на этот мост. По предварительной оценке 15 млрд стоил проект. Сейчас, я думаю, больше 20. Пока мы не поймём, где мы эти деньги возьмём, мы можем говорить только как о проекте, который полезен и нужен, но только проект».

 

Олег Арефьев считает, что деньги на разработку проекта – а это около четырехсот миллионов рублей – власти найдут. Но перспективы самого строительства пока остаются туманными. Как и будущее ретро-трамваев из Екатеринбурга, которые хотели запустить по улицам столицы к ее юбилею.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Ретро-трамваи низкопольные, там применена особая специальная тележка. Она по нашим рельсам ездить не сможет. Хотя в последнее время я что-то вообще про них не слышал. Вроде бы поговорили и забыли. То есть для того, чтобы мы эти трамваи в итоге всё-таки купили, чтобы они работали, а не просто стояли как красота, мы должны что-то решать с рельсо-шпальной решёткой. Это очень серьёзные затраты».

 

По мнению Олега Арефьева, привести в порядок транспортную сферу можно за несколько шагов. Во-первых, разобраться с транспортным законодательством и привести его к единому знаменателю. Во-вторых, наладить межведомственное взаимодействие. В-третьих, создать команду, наделив ее широкими полномочиями.