5S и маршрутизация. Как работают бережливые технологии в уфимских детских садах?
Первая проблема, с которой сталкивается родитель, когда заходит в детский сад. Это куда идти? Чтобы таких вопросов не возникало, придумали специальную разметку - маршрутизатор.Это помогает родителям быстрее ориентироваться и экономить время. Картинки размещены по всему садику, но эпицентр находится в группах. Визуальные объекты повсюду. В умывальнике, в спальне и даже подробные инструкции в раздевалке.
Кристина Якупова, старший воспитатель детского сада № 73: «Алгоритм одевания. Это у нас младшая группа, в которой это очень актуально, потому что сокращает время одевания и также бережет здоровье детей, потому что если дети одеваются в определенной последовательности, они меньше потеют и собираются на прогулку намного быстрее».
Визуализация помогает не только сэкономить время, но и приучить детей к порядку. Каждой вещи свое место- главный лозунг. Раньше воспитателям приходилось повторять это сотни раз, а теперь слова подкрепляются картинкой. Работает лучше.
Давид Адамян, воспитанник детского сада № 73: «Кофту складывал туда, шапку туда, варежки на сушилку, куртку на дверцу шкафа, кеды, сандали, чешки вниз, потому что надо заботиться о своих вещах».
Сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование.Система 5S – это памятка лежит на столе каждого воспитателя. Основа бережливого производства. По этой системе организовали все рабочие зоны педагогов. Теперь они одинаковые и даже если воспитатель придет на замену в другую группу, путаницы не будет.
Кристина Якупова, старший воспитатель детского сада № 73: «Мы можем администрация прийти и попросить какую-нибудь тетрадь, какой-то документ, какой-то журнал. И конечно, воспитателю комфортнее, когда он знает, где эти документы расположены. Нет лишней суеты, нет лишних движений, все четко, все отлажено и больше времени можно уделить детям, для чего мы и работаем».
Система 5S помогла организовать и работу в школе. Технологии применили в младших классах, так как здесь один кабинет делят два учителя, материала рабочего много. Порядка было мало, теперь по-другому.
Вероника Каримова, учительница начальных классов лицея №161: «Все у нас теперь подписано и лежит в доступном месте, а раньше это все хранилось в другом конце кабинета, приходилось все искать и это занимало время от урока . Теперь это все в доступности и быстро находится даже детьми».
Столовая — самое оживленное место в школе. Раньше из-за давки ученики опаздывали на уроки. Сейчас здесь порядок. Переставили столы и буфет, а на полу сделали специальную разметку. Оранжевые стрелочки- выход, зеленые — вход.
Надежда Котова, учительница начальных классов лицея №161: «Они у нас теперь не сталкиваются друг с другом, они у нас идут по кругу, по круговому движению. Они зашли, сели, унесли тарелки и оттуда уже по стене с окнами они ушли обратно в класс».
В школе обучается 2000 человек. Классов и секций много, поэтому разметка есть везде. В гардеробе и в бассейне у нее особая роль. Дети стали в 4 раза быстрее одеваться и в 3 раза быстрее находить бассейн.
Эльза Даянова, заместитель директора по УВР лицея № 161: « Очень много мы делаем движений, которые не создают ценности и нужно стремиться к тому, чтобы мы делали те вещи, которые создают ценность».
Бережливые технологии помогают педагогам сделать рабочий процесс комфортнее, быстрее, проще. А детей учат сохранять и ценить самый главный ресурс — время. Педагоги, которые прошли обучение в рамках проекта «Бережливая школа», смогут поделиться опытом с коллегами. Планируется, что в дальнейшем система распространится по всей республике.