Экологи считают, что плату за вывоз мусора в Башкирии нужно повысить
1 января по всей России стартовала мусорная реформа. По новым правилам большая часть отходов — 86% - подлежит утилизации или переработке. За это, а также вывоз, сбор и транспортировку мусора отвечают региональные операторы. Башкирию обслуживают 4 таких организации, еще одна работает в закрытом городе Межгорье. С началом реформы поменялась оплата за вывоз и утилизацию мусора. Изначально для одного жителя многоквартирного дома услуга стоила 140 рублей, для жителя частного — 200. Радия Хабирова не устроили такие цифры.
По его мнению, горожанин не должен платить больше 70 рублей, а в тех районах, где ранее мусор не вывозился, стоимость услуги должна составлять 35 рублей. Однако председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов убежден — с такими ценами реформа неэффективна.
Александр Веселов, председатель Союза экологов Башкирии: "В республике установлена плата от населения самая низкая в России. За иные коммунальные услуги мы платим в разы, а то и в десятки раз больше. Каждый год эта плата повышается. А у нас реформа не идет по экономической причине. Мы не можем создать отрасль!"
Против повышения тарифов высказались законотворцы. Процесс оплаты вывоза и последующей утилизации отходов остается непрозрачным. Так, жители дома могут контролировать расход воды с помощью счетчиков. С мусором намного сложнее — люди не знают, за что они платят.
Руфина Шагапова, заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Курултая РБ: "Мы на сегодняшний день стоим там же, где и стояли. Население нас совершенно не поймет, если мы поднимем тарифы. Нам надо с участием государства отработать и безболезненно перейти к новым, цивилизованным вариантам. Но сегодня -это очень сложный процесс. На самом деле, мы сами в этом виноваты".
Сложным остается процесс с утилизацией промышленного мусора. В реформе участвуют только коммунальные отходы. При этом мусор повышенного класса опасности отвозят на бытовые свалки и полигоны, которые находятся в черте города.
Александр Веселов, председатель Союза экологов Башкирии: "Для республики это актуально. В первую очередь - для Стерлитамака, Салавата и Сибая. Эти свалки нужно закрывать. Люди дышат свалочными газами, которые выбрасываются в огромных количествах".
Главная проблема в районах — нет инфраструктуры. В снежных полях буксуют мусоровозы, а вместе с ними и реформа. Наибольшую обеспокоенность такой ситуацией выражает региональный оператор "ЭКО-СИТИ". Он обслуживает самую большую по площади территорию.
Семен Земсков, генеральный директор ОО РО "ЭКО-СИТИ": "50% - это сельское население, где мусоровозы, может, и не видели никогда. На сегодняшний день в Зауралье мы поставили шесть единиц техники. Эти мусоровозы появляются с периодичностью раз в месяц. Мусоровоз не может прийти в определенный промежуток времени — где-то застрял, где-то снегом замело дорогу. Инфраструктура нужна".
"ЭКО-СИТИ" курирует 22 муниципальных образования, 18 из них - районы. В каждый из них нужно поставить тысячу контейнеров. Создание инфраструктуры оценивается в триста миллионов рублей. Однако там, где все условия уже созданы, готовые к работе предприятия простаивают. Такая участь постигла единственный в Уфе мусоросортировочный комплекс. Его руководство не нашло общий язык со Спецавтохозяйством по уборке города. Этот региональный оператор отвечает за сбор мусора в столице Башкирии. Споры двух учреждений продолжаются три месяца — все это время завод стоит без работы. Уже после совещания генеральный директор комплекса вместе с Руфиной Шагаповой и депутатом горсовета Тимофеем Вахминым определяли, что делать дальше. О причинах конфликта между заводом и региональным оператором вы узнаете в ближайших выпусках новостей на телеканале UTV.
За два месяца проведения мусорной реформы в Башкирии участники рынка так и не нашли взаимопонимания. Однако сами они оценивают свою деятельность на удовлетворительно. Ведь проблемы подняты, осталось их решить.