Как РЖД переживает логистический кризис? Искали ответ на этот вопрос на конференции в Уфе

01 июня в 08:53
Съемочная группа UTV побывала на конференции «PRO//Движение.Поволжье».

«Российские железные дороги» и руководство компании неоднократно фигурировали в западных санкционных списках. Сложившаяся ситуация спровоцировала обрыв логистических цепочек. Как в таких условиях развиваться и двигаться вперед? Об этом и не только говорили в Уфе на конференции «PRO//Движение.Поволжье».

Радий Хабиров, глава Башкирии: «Железные дороги исторически играют для нашей республики огромную роль. 1500 километров, которые проходят по нашей территории, являются важнейшими артериями экономики Башкортостана. И для нас РЖД это один важнейших партнеров, входящих топ-15 крупнейших налогоплательщиков нашей республики».

В условиях внешних экономических санкций предприятия стали перестраиваться под внутреннего потребителя. Вместе с этим меняется и логистика.

Алексей Шилов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»: «И это хороший, позитивный тренд. На примере, опять же, республики Башкортостан несколько цифр, чтобы все понимали масштаб. По продовольственным товарам рост отгрузки на 21,7 %. То есть это десятками процентов изменяющиеся цифры».

Еще один тренд, на который обратили внимание спикеры конференции, это поддержка организаций, пострадавших от санкций. Они были лишены привычных рынков сбыта. Им на помощь пришла железная дорога.

Алексей Шилов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»: «У нас практически 400 компаний, которые никогда раньше не ездили по направлению стран Азии. Сейчас они поехали по железной дороге по восточному полигону. И железная дорога сегодня предоставила им возможности переориентировать свои грузы. Мы посчитали, на этих предприятиях порядка 300 тысяч работников. Поэтому мы должны достаточно быстро реагировать».

В меняющихся условиях «Российские железные дороги» делают акцент на информации, которая доступна и которую можно быстро получить. Выстраивать диалог с клиентами в режиме онлайн-корпорации помогает специальная внутренняя система.

Алексей Шилов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»: «Система «Фокус». Мы за месяц обрабатываем порядка 7000 различных обращений и стараемся на каждое из этих обращений оперативно реагировать. Это наша действительность, в которой надо работать».

Те же тенденции происходят и в Среднем Поволжье. К слову, на Башкирию приходится около 40 процентов погрузок Куйбышевской железной дороги.

Вячеслав Дмитриев, Начальник Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД»: «Мы видим снижение экспорта на 11%. Но одновременно с этим мы видим, как местные выросли на 12%. Мы видим переориентацию грузовых потоков. Если раньше мы направляли почти до 40% грузов в северные порты - это Санкт-Петербург - и Азово-Черноморского бассейна, то сейчас это Дальний Восток».

Серьезный урон был нанесен поволжским грузоотправителям, которые ориентировались на поставки в Финляндию. Они также вынуждены перестраивать логистику.

Вячеслав Дмитриев, Начальник Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД»: «Это сказывается. Но надо отдать должное, что постепенно они выходят на досанкционный объем и уровень и перестроили свои логистические цепочки».

Санкции также спровоцировали увеличение простаивающих грузовых вагонов. По некоторым оценкам, в середине апреля их было более 150 тысяч. Телеканал UTV узнал у заместителя генерального директора «РЖД», как сейчас обстоят дела с решением этой проблемы.

Алексей Шилов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»: «Вопросы, связанные с задержкой российских вагонов на сопредельных территориях, Минтрансом сейчас достаточно эффективно решаются. По всем фактам вандализма, которые есть в отношении имущества наших грузов и владельцев вагонов, мы направляем информацию в адрес железнодорожных администраций сопредельных территорий. Мы рассчитываем, что всё равно это ситуация каким-то образом сбалансируется. Там где пункты пропуска работают, есть возможность вывозить в российских вагонах грузы российских экспортеров».

Кроме того, более 200 тысяч инновационных вагонов могут столкнуться с нехваткой компонентов из-за санкций. Такие вагоны способны выдерживать повышенную нагрузку.

Алексей Шилов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»: «Что касается инновационного подвижного состава, то наука не стоит на месте. Варианты решения этой задачи сегодня появляются. Поэтому мы рассчитываем, что какую-то глобальную проблему мы из-за этого не получим».

Как показала конференция, представители Российских железных дорог настроены оптимистично. Свои составы они намерены пустить в объезд санкций. Куда приведет этот путь - покажет время.