Как сделать дороги Башкирии безопаснее и кто ответственен за смертельные ДТП?

28 апреля в 22:59
Мнение чиновников и экспертов.

Смертность на дорогах — больная тема не только для нашего региона, но и для всей страны. К этой проблеме глава Башкирии обращается на каждом втором совещании. Свою порцию критики в разное время получали и экс-руководители Госкомитета по транспорту Тимур Мухаметьянов и Алан Марзаев, и глава башкирской ГИБДД Динар Гильмутдинов.

 

Радий Хабиров, глава Башкирии: «Я считаю, если руководителя начинают постоянно рассматривать на Госсобрании, он должен, если офицер, пойти и застрелиться где-нибудь за углом, либо уйти по-тихому».

 

В 2020 году на дорогах Башкирии погибли более 450 человек. Снизить смертность призваны не только камеры и штрафы. ДТП с погибшими рассматривает межведомственная комиссия. В ее состав входят представители Минтранса Башкирии, Управления дорожного хозяйства и проектных институтов, сотрудники ГИБДД и Центра организации дорожного движения. Они разбирают детали аварии и её причины.

 

Артем Шамхалов, руководитель ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан: «Принимаем ряд мер. Это и шумовые полосы, это и установка дополнительных дорожных знаков, это и разметка, которая отсутствует, это и сигнальные столбики. В принципе, можно это назвать одним словом: технические мероприятия».

 

На устранение недостатков дается 10 дней. За это время рабочие должны оперативно исправить небольшие замечания. Но иногда нужны и более масштабные изменения. Например, капитальный ремонт, или реконструкция - пояснили нам в управлении дорожного хозяйства. Две недели назад водитель иномарки не справился с управлением на трассе Уфа-Белорецк и вылетел в кювет. Его пассажирка скончалась на месте. Оказалось, что там по проекту должны были стоять дорожные знаки. Причиной ДТП стала, предварительно, пробоина заднего колеса. Через несколько дней на трассе Аскарово-Сибай автомобиль съехал с дороги и опрокинулся. И снова пассажир погиб. Теперь на этом месте появятся дорожные знаки со светоотражающими элементами, шумовые полосы, светофор и новая разметка. А кто изначально решает, как будет спроектирована трасса: какие знаки или ограждения нужно поставить, где нанести разметку?

 

Ильшат Ишмуратов, заместитель руководителя ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан по содержанию и эксплуатации автодорог: «Проектированием автомобильных дорог занимаются специализированные проектные организации, имеющие соответствующие документы, лицензии, допуски. Решения по установке светофорных объектов и дорожных знаков в стадии проектирования также принимаются изначально ими».

 

Дороги бывают местного значения, а также региональные и федеральные. За последними следит «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье». За трассы, которые связывают крупные города отвечает Управление дорожного хозяйства Башкирии, а вот бремя ухода за местными дорогами несут на себе местные администрации. А кто несет ответственность за уровень смертности?

 

Ильшат Ишмуратов, заместитель руководителя ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан по содержанию и эксплуатации автодорог: «Сложно сказать, кто несёт ответственность. В целом все органы власти несут ответственность, кто дорогами занимается. И правительство РБ, и министерства, и управление ГИБДД, и балансодержатель дорог. Все несут ответственность».

 

В Минтрансе нам пояснили, что нет одного ведомства, которое отвечает за показатели смертности. Каждый орган работает по своему направлению, а отчитываются они федеральным кураторам. В ГИБДД по региону сообщили, что они находятся «во взаимодействии» со всеми сторонами. А пока в Башкирии ведомства пытаются консолидировать усилия, в Европе развивают концепцию Zero Vision.

 

Олег Хмарин, эксперт по дорожному планированию: «Концепция нулевой смертности зародилась в Европе. Уже на протяжении десятка лет там стремятся к тому, чтобы уровень смертности на дорогах стал нулевым. Это комплекс мероприятий, который включает в себя и особый подход к проектированию дорог, и подход к ограничению скорости. Но самое главное — это создание такого мнения в обществе, чтобы была абсолютная нетерпимость к смертности на дорогах, чтобы не было понимания того, что если что-то на дорогах, это неизбежно».

 

На сегодняшний день в России можно превысить установленную скорость на 20 километров в час. Это так называемый бесштрафной порог. При этом в Швеции и Дании он составляет 3 километра в час, а в Японии — 10.

 

Олег Хмарин, эксперт по дорожному планированию: «Во многих ситуациях эти 20 км/ч, этот допуск, является смертельным. Если рассматривать ДТП, совершенные на скорости 50 км/ч и на скорости 70 км/ч — последствия будут разные. Чем выше скорость, тем больше вероятность летального исхода. Ну и в большинстве своем люди пользуются этим ограничением по максимуму. У нас в городах реальная скорость намного выше, чем должна быть».

 

По сравнению с Европой, в России предусмотрено очень мягкое наказание за нарушение ПДД. Если в нашей стране за пьяное вождение придется заплатить денежный штраф и остаться на два года без прав, то в Швеции и Норвегии вы можете оказаться и вовсе за решеткой. Прошлой весной в Москве предложили понизить нештрафуемый порог, а штрафы, наоборот, повысить. А есть ли еще какие-то способы понизить уровень смертности на дорогах?

 

Олег Хмарин, эксперт по дорожному планированию: «Если это городские территории, то там характер ДТП определённый, и меры должны быть определенного характера. Если речь вести о городах, помимо ограничения скорости, помимо инфраструктуры, канализирование транспортных потоков, конечно, необходимо увеличивать долю общественного транспорта. Максимально стараться людей пересадить на общественный транспорт, но нужно дать именно качественную альтернативу. Больше людей пересядет на общественный транспорт, автомобилей станет меньше, станет меньше и ДТП. То, что касается загородных трасс, вот здесь, конечно, в первую очередь надо работать над снижением скорости движения. Сейчас и так в республике значительное количество уже введено камер фото- и видеофиксации, они дают свой эффект, но, видимо, в этом направлении нужно продолжать работу».

Ещё выпуски по тегам: