Почему растут цены на продукты и как их остановить? Отвечают башкирские и российские бренды
Егор Полтарыхин, корреспондент: «В Уфе с 28 по 30 ноября проходит выставка продуктов «Наш бренд». Здесь собрались представители наиболее крупных торговых сетей и поставщики продукции. Поэтому, глядя на ценники в магазинах, мы решили воспользоваться возможностью и спросить напрямую: "Чего нам ждать? Очередного скачка цен или рано или поздно мы всё же увидим приемлемые цены?"».
Одним из последних потрясений для россиян стал взлёт цен на сливочное масло. На фоне роста стоимости даже начался экспорт этого продукта из Турции. Первым делом мы решили отыскать стенд большой торговой сети, чтобы узнать, как сильно могут поменяться ценники. И нашли на выставке только одну такую площадку.
Рамиля Сергеева, менеджер по подбору персонала торговой сети «Байрам»: «Вообще потребительская корзина будет расти. Потому что происходит инфляция и цены растут. Условия для поставщиков и производителей тоже меняются. Все реагируют на эти изменения. Поэтому все выставляют ту цену, которая для них более конкурентная и позволит заработать».
После этого разговора мы поняли, что нам необходимо поговорить с производителями. Забегая вперёд, на вопрос об изменении цен каждый из них ответил одинаково и ожидаемо:
Алексей Возженников, коммерческий директор УМКК: «У нас в этом году произошло повышение цен от 8% до 12%. А с 2025 года запланировано повышение цен на фоне текущей годовой инфляции».
Гузель Козлова, исполнительный директор АО «Пищепром» Буздякский консервный комбинат: «Мы стараемся сдерживать цены для наших покупателей, понимая, что доходы населения снижаются».
Яна Иксанова, начальник отдела маркетинга АО «Башспирт»: «Повышение цен, конечно же, у всех запланировано. Повышается акциз — повышаются и цены на продукция. Процентов на 20%. Но этого стоило ожидать».
При этом все производители продуктов настаивали — они попытаются сдержать рост цен. При этом каждая компания ищет свой путь, как избежать резкого повышения стоимости. Например, «aqua Ирендык» из Челябинской области видит возможности в новых технологиях. А Буздякский консервный комбинат делает ставку на отечественных производителей.
Константин Тихонович, коммерческий директор компании «aqua Ирендык»: «Много факторов влияют на повышение цены. Факторы сдерживания — смотреть, адаптировать и идти к роботизации. Потому что рынок труда очень дорогостоящий на данный момент. Роботизация и автоматизация — один из факторов сдерживания цен в долгосрочной перспективе. Если смотреть в нашем направлении, то это автоматизированные линии, чем мы и занимаемся на протяжении всего периода нашего существования».
Гузель Козлова, исполнительный директор АО «Пищепром» Буздякский консервный комбинат: «Мы понимаем, как снижается уровень дохода, а средний чек в магазине растёт. Мы стараемся держать цены для наших покупателей. Овощи, например, мы закупаем у местных производителей. По овощам у нас цены законтрактованы на год. Поэтому мы стараемся цены максимально попридержать. Нужно покупать именно отечественное сырьё. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос с ними. С теми, кто не зависит от роста и колебаний курсов валют».
В то же время вопросом цен в России озабочены и производители из соседних стран. Так Оршанский консервный мясокомбинат из Беларуси всё-таки стремится расширить своё присутствие в российских магазинах.
Вера Ретикова, начальник отдела сбыта Оршанского консервного мясокомбината, Республика Беларусь: «В Уфе нас, к сожалению нет. Но есть планы, поэтому мы и посещаем эти выставки. Но мы представлены через сеть «Магнит» в сфере детского питания. Потому что всё это востребовано. Мы считаемся монополистами и крупнейшими производителями детского питания в Республике Беларусь. Сейчас есть договорённости с «Пятёрочкой» и «Лентой», ведутся переговоры и разосланы коммерческие предложения. Надеюсь, что всё у нас получится и мы будем представлены».
По данным Башстата на 25 ноября, сильнее всего в республике подорожали овощи: лук репчатый и огурцы — на 8%, а капуста и картофель на 4%. Согласно прогнозу Банка России по итогам 2024 года ожидается в диапазоне 8,0 – 8,5% и снизится до 4,5–5,0% в 2025 году.