Почему увеличение количества машин и парковок в Уфе - это тупик? Разбираем с экспертом

01 апреля в 20:32
Мы прошлись с архитектором по самым проблемным точкам города.

 

Радий Хабиров, глава Башкирии: «Безобразие просто».

 

Глава Башкирии возмутился тем, как в Уфе паркуются автолюбители. Два года назад в регионе ввели штрафы за парковку на детских площадках, газонах и клумбах. Однако кардинально ситуацию это не поменяло.

 

Радий Хабиров, глава Башкирии: «С пониманием к жителям относились, парковочные места были забиты, машины ставить негде было. Но сейчас весна, снег тает… Прошу Минюст усилить работу в этом направлении, чтобы люди соблюдали парковочный режим».

 

Ясно, что санкции не решат проблему с парковочными местами. Их не хватает и в центре, и в спальных районах. Над решением этого непростого уравнения бьются урбанисты, жители домов, иногда сами чиновники. Например, на месте бывших гаражных кооперативов планировали создать парковочные места.

 

Ирек Ялалов, экс-мэр Уфы: «На местах гаражей устанавливаются либо детские площадки, либо организуются парковочные места. Даже по самым скромным подсчетам, это дает нам потенциал для размещения еще 100 тысяч парковочных мест».

 

Но и снос гаражей не принес желаемых результатов. Вместе с архитектором Егором Поповым мы прошлись по дворам и деловым кварталам Уфы, чтобы понять, есть ли выход из сложившейся ситуации. Начали мы с одной из самых проблемных точек.

 

- Егор, год назад на реконструкцию закрылась Советская площадь. Вместе с ней канула в лету и парковка, которая размещалась на центральной части площади. К чему это привело и что теперь испытывают водители?

 

- Я рад, что это место отдали пешеходам, под нужды города. Парковка в центре города — это не самое рациональное использование пространства, которое в дефиците в городе. Город — это концентрация всего. Отдавать площадь под парковку — создавать мертвое пространство. Думаю, с приходом лета город и это место оживет.

 

- Смотри, мы сейчас стоим здесь, а машины припаркованы с двух сторон, мы сами еле сюда втиснулись. При всех прочих условиях, как можно было по уму обустроить эту площадь, чтобы и автомобилисты, и пешеходы были в плюсе?

 

- Напрашивается здесь, конечно, подземный паркинг. Но не случилось. Проблема с Советской площадью — это следствие более крупной проблемы. Нет альтернативы личному транспорту. Люди вынуждены приезжать на своих машинах. У них нет альтернативы! Если общественный транспорт работает хорошо, то эту проблему можно искоренить по всему городу. Общественный транспорт — самый рациональный и эффективный способ передвижения по городу. Надо стимулировать его развитие, развивать шеринговую сеть — велосипеды, самокаты.

 

 

В США и Канаде есть термин – Downtown. Это деловой квартал, где сосредоточены банки, офисы и развлекательные центры. Три года назад открытая парковка в Нью-Йорке обходилась в семь долларов в час, а закрытая — уже в несколько десятков.

 

Егор Попов, архитектор: «Могу привести пример Нью-Йорка, Манхэттена, например, где земля крайне дорогая и каждый клочок земли стоит непомерных денег. Как решаются проблемы с парковкой там. Во-первых, власти стараются, чтобы люди, едущие в центр города, оставляли машины на перехватывающих парковках. Даже если ты живёшь в одноэтажной Америке, надо доехать до перехватывающей парковки, оставить машину там и оттуда на общественном транспорте доехать до центра города. Если же надо попасть в центр города, то к вашим услугам непомерно дорогая парковка, в несколько этажей различные приспособления, которые паркуют эти автомобили».

 

- Есть смысл в Уфе, в России создавать такие многоуровневые или автоматические парковки?

 

- Это очень дорого. Мне кажется, всё-таки, надо идти по пути сокращения числа автомобильных поездок. Будет более выгодно с точки зрения экономики, и не надо строить этих паркингов. Их где-то надо располагать. Всё равно это нагрузка на улично-дорожную сеть.

 

Осенью прошлого года башкирские парламентарии приняли закон о платных парковках. Бесплатными они останутся для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, которые их перевозят, а также плату не будут брать в выходные и праздничные дни, ранним утром и поздним вечером. При этом полноценно — без сбоев и пустых мест — удалось создать платные парковки только в Москве и в Питере.

 

Егор Попов, архитектор: «Мне кажется, платная парковка решит проблему. Уфа нуждается в этом, потому что платная парковка — это финансовый инструмент регулирования спроса. Бесплатной парковки не может быть априори. У неё всё равно в городе есть свой хозяин: либо это муниципальные власти, либо дом и собственники жилья, которые платят за это, либо территория какого-то государственного учреждения. Не бывает бесплатной парковки!»

 

Когда мы ехали в спальный квартал, чтобы поговорить о парковках во дворах, попали в небольшую пробку. Тут и зашла речь о самом удобном транспорте для Уфы.

 

Егор Попов, архитектор: «Как по мне — трамвай для Уфы и есть выход из ситуации, потому что трамвай — наземное метро, которое по провозной способности немногим уступает [автобусам]. Мы не  спускаемся под землю. Мы едем и наслаждаемся городом. Его пустить надо по самым нагруженным артериям, там, где количество потенциальных потребителей большое. А это, соответственно, это проспект Октября, это центр города, улица Ленина, Коммунистическая».

 

Добравшись до одного из жилых комплексов, мы не сразу нашли место, где можно было записать интервью. Это еще в разгар рабочего дня.

 

Егор Попов, архитектор: «До тех пор пока будут позволять это строить, и люди будут это покупать, а альтернативы опять же нет, это будет продолжаться. Как это можно избежать? Если посмотреть вокруг, увидите плотность застройки. Её можно снизить. Это общемировой тренд: снижение этажности. Высокие дома дают высокую плотность и большое количество пустырей. В наших реалиях они превращаются в стихийную, хаотичную парковку. Хотя могли бы здесь находиться парки, скверы, расти деревья. Какой выход? Немножко пересматривать градостроительную политику, в которой мы сейчас находимся».

 

Сегодня становится популярной полицентрическая модель, когда каждый район является своеобразным мини-городом. Там есть магазины, банки, места для развития бизнеса, медицинские центры, школы и детские сады, госучреждения. Однако в Уфе до сих строят по старинке.

 

Егор Попов, архитектор: «Это все еще "спальники". Там недостаток рабочих мест, сервисов. Оттуда надо выезжать. Отсюда и маятниковая миграция. Утром — на работу через пробки, там ищут парковочные места, вечером — домой, ситуация снова повторяется».

 

Другой вариант — концепция «Двор без машин», когда автомобили припаркованы по периметру домов, а внутри располагаются спортивные и детские площадки. В Уфе эта модель была реализована в «Квартале энтузиастов». Но здесь уже застройщики определяют, каким будет новый жилой комплекс. А что делать жителям панелек и хрущевок?

 

Егор Попов, архитектор: «Когда это все строилось, не было у людей столько машин, старые дворы просто не были готовы к таким изменениям. Сейчас по программе «Башкирские дворики» делают парковки. Но где их все располагать? Нормальный город не может развиваться по пути автомобильной экспансии. Все равно будет тупик. В городе дефицит места. Это основная причина. Все остальное — следствие.

 

- Мы с тобой понимаем же, что расширения и строительство новых парковок проблему не решит.

 

- Спрос на парковки нельзя удовлетворить. Сколько ты бы их не делал. Делая парковки, расширяя дороги, мы усугубляем проблему, стимулируем людей покупать еще больше машин. Превратимся так в условный Детройт. Это тупиковый путь.

 

Впрочем, Егор с оптимизмом смотрит в будущее. Главное — бороться с причинами, а не со следствием. А еще — развивать общественный транспорт.

Ещё выпуски по тегам:

В Правительстве Башкирии рассказали о подготовке к финалу WorldSkills Russia в Уфе

40 минут назад

В ГИБДД Уфы запланировали массовые рейды. Кого они собираются штрафовать?

41 минуту назад

Ещё один ребенок выпал из окна. На этот раз из уфимской 18-этажки

1 час назад

В мэрии Уфы сообщили, когда в парке Лесоводов появится освещение

2 часа назад

Следком по Башкирии завершил расследование убийства 100-летнего ветерана Второй мировой войны

2 часа назад

В Уфе на выходных будет ограничено движение в сторону СОК «Биатлон»

3 часа назад

В Уфе цементовоз протаранил несколько автомобилей

3 часа назад

«Потеряна для горожан»: экс-главный архитектор Уфы раскритиковал реконструкцию Советской площади

3 часа назад

В Башкирии может появиться новый продуктовый бренд - башкирский груздь

3 часа назад

В Башкирии появится комплекс по переработке пластиковых бутылок за полмиллиарда рублей

сегодня в 16:16