Радий Хабиров и психологи против буллинга. В Уфе обсудили насилие в школах

23 мая в 20:36
Как прекратить травлю?

В последнее время в жизнь россиян плотно вошел термин буллинг. То есть, психологическая и физическая травля, которая чаще всего встречается в начальной и средней школе. От простого конфликта буллинг отличает длительность, а в роли жертвы выступает меньшинство. Пути решения этой проблемы обсудили в Уфе на специальном семинаре.

 

Галина Романовская, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения: Быть агрессивным для ребенка — нормально. Ребенок — эмоционально незрелый человек по сравнению со взрослыми. В среде эмоционально незрелых личностей несправедливая агрессия встречается часто. Ненормально, когда школа и родители никак на это не реагируют.

 

Буллинг выявил проблемы в отношениях не только школьников, но и взрослых. Преподаватели и психологи не могут найти общий язык. У каждого из них свое решение и свои методы. Единой программы по борьбе с буллингом в России нет, а подготовленных специалистов не хватает.

 

Радий Хабиров, врио главы Башкирии: Тот же буллинг боится психолога. Если нормальный психолог в школе есть, то он всю эту ситуацию пресекает. Будем готовить их, работать. Сразу все это не получится. Мы понимаем это. Надо думать о повышении их статуса.

 

Галина Романовская, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения: Я бы очень не хотела, чтобы в Башкирии случилось так, что в школе назначат одного ответственного за буллинг и этот человек через какое-то время сам стал жертвой каких-то неправильных обстоятельств.

 

При этом преподаватели зачастую игнорируют травлю или неумышленно могут стать ее инициаторами. Если учитель провел излишне эмоциональную воспитательную беседу со школьником, то класс может уловить эту агрессию. Однако чаще всего преподаватели, а вместе с ними и родители, не признают наличие буллинга в образовательном учреждении.

 

Анна Кузнецова, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка: Когда спросили у детей, есть ли буллинг в вашей школе — они сказали: да, есть. Когда спросили у родителей и педагогов, то они сказали — нет.

 

Как говорят специалисты, если буллинг уже начался — это поражение. Главная цель социальных работников и психологов - предупреждение насилия в школе. При этом свою роль должны сыграть и родители, которые должны объяснить ребенку, что издеваться над слабым — нехорошо. Прекратить травлю могут и сами ученики.

 

Галина Романовская, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения: Ребята под руководством взрослого могут объединить свои усилия, выяснить, понять эту ситуацию — буллинг это или не буллинг. Договориться, кто и что будет делать, говорить. Одному человеку сказать — не обижай его, стоп, мне это не нравится — этого мало. Ему, может, страшно самому стать жертвой травли. А вот когда три, четыре, пять учеников, этого уже достаточно.

 

Борьба с буллингом не должна ограничиваться принятием законов или учреждением новой должности в школе. Это должна быть систематическая работа, в которую будут вовлечены все стороны возможного конфликта.