В Уфе появились троллейбусы, которые создавались с Белоруссией. Почему они нужны городу?

16 апреля в 21:45
Рассказывают местные и московские урбанисты.

 

С громким свистом в депо Уфимского троллейбусного завода трогается один их десяти новых «рогачей». Каждый из них именуется «Горожанин». Но, говорят сотрудники, это не просто название модели, а полноценное имя. Как у корабля.

Фаргат Нухов, технический директор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода: «Наши троллейбусы - «Горожанин», собраны для Уфы согласно муниципальному заказу. Это новые, комфортабельные, манёвренные и светлые машины».

 

Десяток современных троллейбусов - это хороший шаг к тому, чтобы реанимировать уфимский электротранспорт. Раньше кузов для них собирали в Нефтекамске. Но в новой модели применить решили разработки Минского автомобильного завода.

Фаргат Нухов, технический директор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода: «Мы работаем с теми, кто идёт к нам навстречу. Раньше мы работали с НефАЗом. С ними отработали порядка 30 машин. Ну а сейчас сотрудничество вышло на более высокий уровень. Белоруссия находится в нашем содружестве. Поэтому заключили с ними договоры. На первый квартал 2021 года мы с белорусами отработали большой объём».

 

Главной фишкой новых «горожан» стало то, что они могут ездить и без линий электропередач. Всё благодаря энергоячейкам, которых нет в знакомых нам троллейбусах. Инженеры говорят, что заряда в них более чем достаточно для того, чтобы объехать пробку или обслужить целый неэлектрифицированный район.

Павел Григорьев, инженер-конструктор: «В одном ящике 40 ячеек. Номинальное напряжение у них 3,2 V. Во всём троллейбусе четыре таких блока, что позволяет выдать напряжение около 550V. Емкость у него 100А/ч. Это позволит ему проехать 20-25 километров».

 

Внутри троллейбус начинён новшествами ещё больше. Панель управления теперь напоминает дисплей космического корабля и, говорит технический директор, водителю понадобится время, чтобы в ней освоиться. Места в троллейбусе, на первый взгляд, стало немного больше. А бесплатный Wi-Fi и зарядка для смартфона скрасят поездку. Но скоро ли уфимцам удастся прокатиться на новых троллейбусах?

Фаргат Нухов, технический директор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода: «Да в любой момент, как только город решится забрать их, примет комиссионное решение и оплатит эти машины. В принципе, препятствий мы тут не видим».

 

Один новый «Горожанин» стоит 18,5 миллионов рублей. Мы обратились в Госкомитет по транспорту, чтобы узнать, когда Уфимский троллейбусный завод получит положенные деньги за машины и выпустит их на улицы города. Там нам рассказали, что троллейбусы в Уфе ждали ещё год назад.

Олег Хмарин, начальник отдела сопровождения государственных программ и инвестиций Госкомитета по транспорту РБ: «Вообще, поставка этих троллейбусов ожидалась ещё в прошлом году. Но был коронавирус, и на заводе много народу заболело. Поэтому они были вынуждены передвинуть сроки поставки. Сейчас 10 троллейбусов действительно готовы. Остаётся только вопрос финансирования. Платим мы из республиканского бюджета, и на следующей неделе деньги до города будут доведены. Они уже по контракту рассчитаются. Получается, 189,8 миллионов рублей стоимость контракта. 97% платит республика и 3% - город. На маршрут они встанут на следующей неделе, либо через неделю».

 

Но нужен ли современной Уфе троллейбус или достаточно одного трамвая, который тоже нужно начинать спасать? Москва, например, в прошлом году полностью отказалась от «рогачей» и часть их заменила автономными электробусами. Такой поступок многие урбанисты назвали ошибкой и большим шагом назад.

Максим Кац, урбанист, политик: «Ой, весь мир отказался от троллейбуса и нам надо! Это нас преследуют 60-70-е годы. Тогда об экологии не заботились и очень много электрических систем заменяли на дизельные. Времена изменились, и теперь европейские столицы, выпилившие электрические системы, планируют их строительство заново - Берлин и Прага. Если резюмировать, то в Европе совершили ошибку, поняли её и теперь возвращаются к электричеству вновь. А мы вдруг решили в 2020 году наступить на грабли, которые все прошли в 70-х».

 

Но Уфа, судя по всему, по пути Москвы идти не собирается. И если на дорогах и дальше будут появляться новые троллейбусы, то очень скоро столица республики сможет ощутить на себе все их прелести.

Максим Кац, урбанист, политик: «Если есть современная электросеть, то троллейбус ездит быстрее дизельного автобуса. Потому что электрический двигатель быстрее разгоняется. Если один троллейбус встанет, то встанет вся линия - это миф опять же из 60-х. Сейчас любой троллейбус имеет достаточный запас хода для того, чтобы объехать любое препятствие».

 

Пока же в Уфе электросеть остаётся нетронутой, и из слов местных урбанистов можно сделать вывод о том, что у города всё ещё есть шанс не только спастись троллейбусами, но и стать примером для других городов.

Артур Бикмухаметов, глава уфимского отделения фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца»: «Во-первых, троллейбусы более долговечны, чем автобусы. Там нечему ломаться. А ещё они экологичные, от них нет выбросов. Чтобы их спасти, само собой, нужно вкладывать больше денег в обновление автопарка, потому что служить ему осталось немного. И параллельно нужно проводить политику уменьшения зависимости от автомобиля и развивать велоинфраструктуру. Нужно делать больше выделенных полос, чтобы общественный транспорт не стоял в пробках. Да и для бюджета это выгодно - если троллейбус служит долго, то его не нужно обновлять».

 

Сейчас «Горожане» проходят обкатку - прежде чем начать возить людей, они должны определённое время провести на уфимских дорогах и доказать, что способны с ними справиться.