10 лучших фильмов года по версии ведущего программы Кинофреш Сергея Бархатова
Итоги года по версии зрителей программы «Кинофреш», подведенные с помощью голосования в нашей группе «Вконтакте», вы сможете увидеть в итоговом выпуске, который появится в эфире нашего телеканала и на сайте, 6 января. Но, разумеется, как у любого человека, который в течение года посмотрел огромное количество фильмов, у меня в голове сложился свой хит-парад отличных картин, которых, разумеется, было гораздо больше, но как завещали боги интернета – читатели любят десятки.
Скажу сразу – я не тяготею к арт-хаусу и «кино не для всех», потому в топе будет много развлекательных картин, большинство из которых вы наверняка видели. В подборке участвуют ленты, которые выходили в российский прокат с 1 января по 31 декабря 2017 года.
10. «Последний богатырь» (режиссер Дмитрий Дьяченко, Россия)
2017-й был богат на громкие российские премьеры, которые в итоге обернулись творческим пшиком или кассовым провалом – «Притяжение», «Защитники» и «Викинг» претендовали на звание главного народного блокбастера, но уже через год о них мало кто вспомнит, а вспомнят ли что-то хорошее вопрос куда более серьезный.
И в то же время студия «Yellow, Black and White», ответственная за сериалы «Кухня» и «Отель «Элеон», по заказу «Walt Disney Pictures» выпускает историю по мотивам русских народных сказок, которая зарабатывает в прокате 29,6 миллионов долларов и становится самым кассовым российским фильмом в истории.
Отметить картину хочется не только за прокатные достижения, но и за качество. Режиссер фильмов «Квартета И» Дмитрий Дьяченко снял очень диснеевскую, в хорошем смысле картину, где яркие сказочные образы и нестыдные спецэффекты соседствуют с качественным юмором и современными реалиями.
У «Богатыря» было хорошее сарафанное радио, которое и привело людей целыми семьями в кино, так что будем надеяться на достойные продолжения, которые придут на смену уставшим мультяшным «Богатырям» от студии «Мельница», тем более даже сцена после титров по заветам «Marvel» в фильме имеется.
9. «Прочь» (режиссер Джордан Пил, Япония - США)
Режиссерский дебют американского комика Джордана Пила в России прошел практически незаметно, но в США это один из главных фильмов года – огромные сборы в 175 миллионов $ при мизерном бюджете в 4,5, номинации на «Золотой глобус» за лучший фильм и лучшую мужскую роль, и невероятное признание зрителей. Хотя, конечно же, фильм ценен не столько своей востребованностью на Западе, сколько филигранно написанным сценарием и чертовской оригинальностью.
История о черном парне, который едет знакомиться с семьей своей белой подружки, после чего оказывается в смертельной опасности, стала мощным сатирическим высказыванием на тему терпимости, тотальной политкорректности и разницы темпераментов. А то, как ловко Джордан Пил жонглирует жанрами, трансформируя комедию то в детектив, то в хоррор, заслуживает отдельного восхищения.
На выходе мы имеем фильм, который своими нюансами само собой более понятен американцам, нежели нам, но насладиться непредсказуемостью и искрометным юмором вам никто не помешает, так что если вы привыкли, что в ужастиках первым всегда умирает черный парень, то пришло время развенчать этот миф.
8. «Логан» (режиссер Джеймс Мэнголд, Канада, Австралия, США)
Страшно подумать, но Хью Джекман играл Росомаху целых 17 лет, как в хороших фильмах («Люди Икс 2», «Люди Икс: Дни минувшего будущего»), так и в чудовищных («Люди Икс: Последняя битва», «Люди Икс: Начало. Росомаха»), но свой лучший выход Логан получил в финальной главе сольных приключений. Сломленный и старый Росомаха в компании впадающего в маразм Профессора Ксавьера и юной девочки мутанта путешествует по постапокалиптической Америке, дабы совершить последний подвиг.
Парадоксально, что главным фильмом в карьере самого долгоиграющего экранного супергероя стала вовсе не супергероика, а классический вестерн, в котором герой совершает финальный рывок не для спасения человечества, а для того, чтобы спасти хотя бы еще одну жизнь, с такой же мыслью выносил раненных с поля боя рядовой Досс в прошлогоднем фильме Мэла Гибсона «По соображениям совести». Режиссер Джеймс Мэнголд красиво попрощался с Логаном, и, пожалуй, ни один экранный герой не получал еще такого мощного и эмоционального финала. Росомаха умер, да здравствует Росомаха!
7. «мама!» (режиссер Даррен Аронофски, США)
Этот фильм разделил американскую прессу надвое – одни называли его неприятным и вычурным, другие же восхищались богатым киноязыком автора. Ну а с кассовой точки зрения для проекта с участием Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема фильм бессовестно провалился в прокате.
Лично я получил огромное удовольствие, наблюдая за странной тягучей историей, которая впоследствии складывается в настоящую интеллектуальную игру по поиску аллюзий и метафор, которыми режиссер наполнил свой неуютный мир, уместившийся в одном, одиноко стоящем доме.
Идиллия хозяев нарушается прибытием незваных гостей, но как выясняется позже, таков был замысел. Используя базовые приемы фильмов ужасов, Аронофски создал одновременно прекрасную и отталкивающую картину, смысл которой разглядит каждый, кто внимательно смотрит.
Что касается работы художников, операторов и актеров, особенно новой возлюбленной автора Дженнифер Лоуренс, то это кино высочайшей пробы, которое легко возненавидеть и куда сложнее полюбить. Но на то это и скандальное кино, которое действительно говорит на неудобные темы, в отличие от какой-нибудь «Матильды».
6. «Тайна Коко» (режиссер Ли Анкрич, Эдриан Молина, США)
В начале десятых «Пиксар» несколько потеряли позиции безоговорочных лидеров в области полнометражной анимации, выпустив совсем уж халутрные «Тачки 2» и не особенно запоминающийся «Университет монстров», однако после выхода «Головоломки» и «В поисках Дори» вопрос о профпригодности культовой студии отпал. Но для тех, кто из каталога «Пиксар» больше всего любит личные и трогательные истории, такие, как «Вверх», «Рататуй» и «ВАЛЛ·И», настоящий подарок ждал именно в конце уходящего 2017-го года.
Сюжет о мальчике, одержимом музыкой, который вынужден вернуться из царства мёртвых, дабы снова обрести семью, обрамлен в безупречную яркую анимацию и смотрится на одном дыхании. А серьезные и зачастую болезненные темы поиска себя и утраты близких были поданы здесь настолько честно и искренне, что из зала зрители выходили с доброй улыбкой и зачастую вытирая слезы.
Да, мультфильм похож на «Книгу жизни», которая выходила пару лет назад, но схожесть здесь исключительно в атмосфере мексиканского праздника мертвых, так что похожи они друг на друга примерно также, как два разных рождественских фильма. Одним словом, «Пиксар» вновь в отличной форме, и «Оскар» за лучший анимационный фильм в следующем году не имеет более явного и обаятельного претендента.
5. «Человек-паук: Возвращение домой» (режиссер Джон Уоттс, США)
«Тор: Рагнарёк» вышел уморительно смешным и безумным, а вторые «Стражи Галактики» блестяще продолжили серию, но из всех супергероев «Марвел» в этом году я выбираю Питера Паркера. Я до сих пор, считаю, что Эндрю Гарфилд – лучший Человек-паук, но как фильм «Возвращение домой» работает лучше, чем все, что было снято до этого о паучке. Заявления студии и режиссера, что они будут вдохновляться работами и стилистикой Джона Хьюза («Клуб «Завтрак», «Шестнадцать свечей») оказались не пустым звуком, и влияние лучшего автора в жанре «кино об американской школе» чувствуется не только в сценах занятий или прогулок с друзьями, а на протяжении всего фильма.
Легкий, увлекательный и динамичный подростковый комикс показывает нам героя, который существует в одном мире с Тони Старком и Капитаном Америкой и из кожи вон лезет, дабы произвести впечатление, хотя его безудержное желание геройствовать не всегда совпадает со скромными возможностями, ладно хоть костюм от Тони выручает.
Ну и отдельное спасибо за Стервятника Майкла Китона, который своей человечностью украсил невыразительную галерею злодеев «Марвел». В общем, хочется верить, что на этот раз Питер Паркер действительно вернулся домой и его приключения на экране только начались.
4. «Малыш на драйве» (режиссер Эдгар Райт, Великобритания, США)
Этот фильм настолько сильно хвалила пресса и западные зрители, что легко было максимально завысить ожидания и в итоге разочароваться, но к счастью такого не произошло. Скромный британский гений Эдгар Райт после трилогии «Корнетто» и одного из лучших кинокомиксов всех времен «Скотт Пилигрим против всех» снял самый быстрый (пока, «Форсаж») и один из двух самых музыкальных фильмов года.
Обаятельный главный герой, его красивая подружка, колоритные бандиты, захватывающий экшен и музыка, которая является отдельным персонажем фильма – все это направлено исключительно на то, чтобы вы хорошо провели время.
Посмотрев первые 20 минут «Малыша» в кинотеатре, я для себя решил, что уже сходил в кино не зря. Эдгар Райт показал, что, имея на руках оригинальный сценарий, не основанный на комиксе, книге или другом фильме, и разнообразный актерский ансамбль, можно спокойно сделать качественную развлекательную картину, но главное не забыть щепотку секретного ингредиента, под названием «магия кино». Фильм хорошо промчался в прокате, и будем надеяться, что для зрителей начинается совершенно новая голливудская глава в творчестве талантливого мистера Райта.
3. «Голос монстра» (режиссер Хуан Антонио Байона, Великобритания, Испания, США)
Бывают фильмы, после просмотра, которых невозможно сдержать слезы, настолько искренне, мощно и болезненно высказались создатели картины. «Тайна Коко» тоже говорила об утрате близких, но экранизация повести Патрика Несса пошла гораздо дальше и показала нам невеселую, но безумно честную историю мальчика, который переживает смертельную болезнь матери, и от того бежит в сказочный мир гигантского дерева-монстра с голосом Лайама Нисона в оригинале.
К большому сожалению, фильм прошел незаметно и не стал хитом, но все кто его посмотрели, были вознаграждены сполна – красивая, глубокая и бесконечно личная история, еще и сыгранная юным Льюисом МакДугаллом, который незадолго до съемок фильма сам потерял маму.
Это третий полнометражный фильм испанца Хуана Антонио Байоны, который проявил себя не только как талантливый визионер, но и как мастер семейной драмы, которую он неизменно разыгрывает на экране, несмотря на жанр (смотрите его готическую мелодраму «Приют» и фильм-катастрофу «Невозможное»). В следующем году он выпустит продолжение «Мира Юрского периода», ну а я буду ждать его новых авторских свершений.
2. «Оно» (режиссер Адрес Мускетти, США, Канада)
Экранизации книг Стивена Кинга – это тема отдельной диссертации, одни получаются блестяще («Зелёная миля» и «Побег из Шоушенка), другие не нравятся самому Кингу («Сияние»), а есть и те, о которых хотелось бы забыть («Мобильник», «Тёмная башня»).
Второй экранизации самого объемного романа автора «Оно» удалось казалось бы невозможное, и она стала не только блестящим фильмом ужасов и одним из лучших фильмов по Кингу, но и одной из самых финансово успешных картин года. Создатели сконцентрировались на «детской» части романа, мудро не став называть фильм «Оно. Часть 1», анонсировав продолжение только в титрах после окончания.
Кажется в этой картине все сошлось один к одному – изобретательный и пугающий хоррор, новый и более пугающий Пеннивайз, глубокая драма о детстве и взрослении, шикарный юмор, ну и конечно же бесподобные работы юных актеров. Кажется, сейчас ностальгия по 80-м породила фильмы об этой эпохе, снятые лучше и интереснее чем это было сделано тогда, подтверждений этому как минимум два – «Оно» и великолепный сериал «Очень странные дела», которые роднит не только время и атмосфера, но и актер Финн Вулфард.
«Оно» можно рекомендовать, как поклонникам Кинга, так и людям, которые фильмы ужасов на дух не переносят, каждый зритель в одинаковой мере получит мощное, увлекательное и душевное кино без громких спецэффектов и звездных имен, но сделанное на совесть и с душой. С нетерпением ждем еще полтора года, чтобы получить вторую заключительную часть.
1. «Ла-Ла Ленд» (режиссер Дэмьен Шазелл, США, Гонконг)
Пусть этот фильм многие и отнесут к прошлому году, но в российском прокате он появился в январе, да и «Оскары» он получал за 2017-й, так что, как ни крути джазовая сказка от Дэмьена Шазелла - это лучший фильм года. Совершенно несовременная картина, выполненная в абсолютно непопулярном жанре мюзикла, поразила даж тех, кто такое кино, казалось бы, полюбить не сможет.
История о том, как зачастую путь мечтателя приводит к выбору между долгожданной целью и простым человеческим счастьем, была разыграна так красиво и притягательно, что я совершенно точно могу назвать «Ла-Ла Ленд» «Титаником» нашего времени, ведь не было с тех пор на экранах настолько великого романтического фильма.
Огромное признание в любви джазу от фанатика этого жанра Дэмьена Шазелла (что мы могли видеть в его «Одержимости») уверенно получило все главные «Золотые глобусы» и также уверенно двигалось на «Оскаре», пока им по ошибке не вручили статуэтку за лучший фильм, предназначавшуюся драме «Лунный свет».
Но, несмотря на досадную случайность, создатели получили нечто гораздо большее, ведь их фильм стал востребован и любим совершенно разными зрителями по всему миру, которые, возможно, узнали себя в Себастьяне и Мие и грустно улыбнулись, ведь как писал Чак Паланик: «Жизнь – увлекательнее самого изощренного вымысла» (с).