15 лучших фильмов 2019 года по версии автора программы "Кинофреш" на UTV Сергея Бархатова

26 декабря в 12:57
Развернутый ответ на вопросы - что смотреть в праздники, и какие хорошие фильмы вы могли пропустить в этом году в субъективных итогах киногода.

 

Подошел к концу последний год десятых, а это значит, что нужно подводить не только итоги года, но и всего десятилетия, осознание этой мысли пришло ко мне совершенно внезапно, поэтому я предпочту подумать о том, что же крутого произошло с такого близкого 2010-го по наши дни в январе. Тем более, что прочесть топ-15 лучших фильмов 2019-го сейчас будет куда актуальнее.

 

Пока по экранам в предновогодней истерике носятся декабристы, копы с Рублевки и Иван Царевич, а Федя Бондарчук пытается отвоевать кусочек бокс-офиса у Кайло Рена и Чубакки, открывайте шампанское или наливайте горячий глинтвейн, чтобы вспомнить, какое классное кино мы смотрели в этом году, и взять на карандаш те картины, посмотреть которые еще не удалось, благо в праздники есть отличная возможность наверстать упущенное. В топ вошли фильмы вышедшие в российский прокат и на стриминг-сервисах в 2019-м году.

 

 

15. «Достать ножи» (режиссер Райан Джонсон, США)

 

После того как восьмой эпизод «Звездных войн» стал одним из самых противоречивых и ненавидимых фанатами во всей саге, режиссер «Кирпича» принял стратегические важное решение отойти от дел далекой-предалекой галактики и снять что-то для души.

 

«Достать ножи» - это дань уважения мэтрам детектива Агате Кристи и Артуру Конан-Дойлю под соусом из диалогов Квентина Тарантино и эстетичностью Уэса Андерсона, но не думайте, что режиссер просто сделал попурри из удачных элементов, его история – это весьма самодостаточный детектив с определенным социальным посылом (привет жадные наследники-богачи и милая эмигрантка) и великолепным супер-звездным составом.

 

Особенно отличились Дэниел Крейг, играющий саркастичного чуть уставшего сыщика, будто его агент 007 уже вышел на покой, и очаровательная Ана де Армас, которой наконец-то досталась главная роль, потому оба и получили номинации на грядущий «Золотой глобус 2020», а картина до сих пор идет в прокате и собирает отличные отзывы.

 

 

 

14. «Мы» (режиссер Джордан Пил, США)

 

После феноменального успеха дебютного «Прочь» было очень любопытно и боязно наблюдать за Джорданом Пилом, не постигнет ли его синдром второго альбома. Интригующая промо-кампания со странными двойниками в красных комбинезонах, ножницами и тревожной музыкой не оказалась красивой пустышкой, и мы действительно получили один из самых оригинальных и самобытных хорроров за последние годы.

 

Запутанная история, фирменный черный юмор и мощная развязка в совокупности с крепкой актерской игрой дали полный эффект погружения в странную фантазию на тему зеркальности нашего мира. Особенно стоит отметить Лупиту Нионго, которая на этот раз действительно показала максимум, как подобает актрисе, которая получила «Оскар» за «12 лет рабства».

 

Радует, что фильмы ужасов в последние три года вырвались из капкана однотипных скримерных страшилок, и крутых авторов, таких как Джордан Пил, Ари Астер (отличные «Реинкарнация» и «Солнцестояние») и Роберт Эггерс («Ведьма» и «Маяк», который выйдет совсем скоро) становится больше, ведь страх никогда не уходит, просто он становится другим в зависимости от эпохи.

 

 

 

13. «Арахисовый сокол» (режиссеры Тайлер Нилсон, Майк Шварц, США)

 

Режиссеры дебютанты Нилсон и Шварц сняли самое доброе и жизнеутверждающее кино года, которое с успехом прокатилось по всем американским фестивалям и стало одним из главных независимых хитов. История про Зака – доброго парня с синдромом Дауна, живущим в доме престарелых и мечтающем стать рестлером и рыбака-неудачника Тайлера пропитана духом южных приключений Марка Твена и неподдельной искренностью.

 

При всей простоте истории актеры выдают невероятный результат, который совершенно точно не оставит вас равнодушными. Шайа ЛаБаф возвращается на экран в прекрасной форме после череды странных арт-экспериментов и беспокойства за его душевное здоровье, Дакота Джонсон затмевает весь оставшийся по отношению к ней скепсис после трилогии про оттенки серого, а дебютант Зак Готтзаген – настоящая звезда фильма, хочется, чтобы и в будущем такому талантливому человеку нашлось место в кино.

 

У фильма несколько смазанный финал, но это не портит общей картины, поэтому если в кино сегодня вам не хватает доброты, то обязательно посмотрите «Арахисового сокола».

 

 

 

12. «Ирландец» (режиссер Мартин Скорсезе, США)

 

Магнум опус Скорсезе по книге «Я слышал, ты красишь дома», который он задумал еще 30 лет назад, наконец добрался до своего зрителя, правда сделал это, преимущественно минуя кинотеатры, в российский прокат фильм не выходил, так как за его производство отвечали «Netflix», а в ограниченном прокате в США он недолго побыл, дабы иметь возможность номинироваться в наградной сезон.

 

«Ирландец» - это скорее признание в любви ушедшей эпохе гангстерских фильмов, среди которых нашлось место огромному количеству шедевров и многим ярким работам самого Скорсезе. Он невероятно долгий, скрупулезный, но при этом завораживающий не столько интригующей историей или насыщенным действием, а тонкими диалогами, репликами, игрой, движением и неповторимым почерком Скорсезе, который еще не начал снимать фильмы с ДиКаприо. Недаром на последнюю вечеринку он собрал всех друзей прошлого – Де Ниро, Кейтеля и ушедшего на покой Джо Пеши, а также Аля Пачино, с которым они ранее никогда не работали, но Аль ухватился за возможность и выдал свою лучшую роль на долгие годы.

 

Скорее всего вы не будете пересматривать «Ирландца», также как «Славных парней» или «Казино», да и преклонный возраст некоторых актеров, особенно, Де Ниро, играющего человека, которому по сюжету 40-50, часто бросается глаза, но если вы поклонник стиля режиссера и крепкого кино 20-го века, то пропускать «Ирландца», который подводит некую черту под целым жанром, однозначно нельзя.

 

 

 

11. «Потерянное звено» (режиссер Крис Батлер, США)

 

Студия «Laika» - это настоящие волшебники, которые снимают полнометражное кино в жанре традиционной кукольной анимации. Их новая работа рассказывает об отважном натуралисте Лайонеле Фросте, который во чтобы то ни стало решил найти йети – недостающее звено между современным человеком и его древними предками. Его находкой становится обаятельный мистер Линк, у которого тоже есть масса вопросов о том, кто он такой, и где его дом.

 

Проблема работ «Лайки» в том, что они делают эксклюзивное кино для очень узкого круа ценителей, для детей это недостаточно динамично и весело, взрослые скорее предпочтут новый сериал или что-то хитовое, вот и получается, что в Штатах мультфильм заработал всего 26 миллионов при бюджете в 100. Студия существует только за счет спонсоров и средств своего руководителя Трэвиса Найта – аниматора и наследника корпорации «Nike».

 

Поэтому от всей души рекомендую вам посмотреть все работы студии и, в частности, «Потерянное звено» - старомодную комедию, полную британского юмора, забавных ситуаций и приключений. А еще пару раз во время просмотра представьте, что все, что вы видите на экране создано и двигается благодаря физическому труду талантливейших людей, такая любовь к своему делу дорогого стоит.

 

 

 

10. «Юморист» (режиссер Михаил Идов, Россия, Латвия, Чехия)

 

Публицист и сценарист «Лета» Михаил Идов снял лучший отечественный фильм года, который, конечно же, увидело гораздо меньше людей, чем «Т-34» или последние «Ёлки». Хотя потенциал арт-хита, как у «Верности» Нигины Сайфуллаевой, у фильма несомненно был, но что-то не сложилось, то ли странный день премьеры в пятницу, вместо привычного четверга, то ли тот факт, что аудитория лояльная к «Юмористу» ходит в кино все реже.

 

Да, этот фильм снят на злобу дня, но смотреть его можно будет и через 10-15 лет, так как он наглядно показывает, насколько похожи поздне-советская реальность и наша, от чего слоган картины «Шути, пока можно» звучит хоть и жутко, но в контексте финала фильма, как некий призыв «пошутить», тем самым обратив внимание людей на окружающую ситуацию в стране.

 

Однако, при всей своей актуальности, фильм еще и замечательно демонстрирует ушедшую эпоху, точно и честно, также как это было, например, в сериале «Оттепель». А Алексей Агранович, ставший за этот год настоящей звездой, похож одновременно на всех комедиантов, которых мы видели по телевизору в детстве. «Юморист» - это важное кино, которое, хочется верить, станет одной из первых историй времени перемен, а не мрачным мазком в общую картину отношений людей и власти в 2019-м.

 

 

 

9. «Брачная история» (режиссер Ноа Баумбак, США)

 

Такое ощущение, что нью-йоркский меланхолик Ноа Баумбак шел к «Брачной истории» еще со времен своего первого большого фильма «Кальмар и кит», где так же шла речь о разладе в семье. Его героями всегда были эмоциональные люди с тягой к красоте и их будничные, казалось бы, проблемы, но именно в последней работе содержание, замысел и исполнение сложились так, что перед зрителем оказалась живая классика – пронзительно честная, кричащая и актуальная для любого времени.

 

Кто-то может увидеть в «Брачной истории» злую сатиру на американскую бракоразводную систему, и она там безусловно есть, благодаря героям Рэя Лиотты и Лоры Дерн, показавших свою лучшую игру за последние годы, но все же это фильм о любви. Несмотря на то, что все два с небольшим часа мы наблюдаем увядание семьи в ее прежнем виде, нам четко дают понять, почему эти люди были вместе, и из-за чего им сейчас так больно.

 

Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон играют своих героев с невероятной самоотверженностью, которая граничит с тем, что вместо знакомых кинозвезд мы будто бы видим дальних знакомых или самих себя. Это очень важное кино, которое стоит посмотреть, как всем влюбленным, так и тем, кто решил расстаться и двигаться дальше, каждый найдет именно свои нюансы и мелочи, из которых получилось это большое искреннее кино.

 

 

 

8. «История игрушек 4» (режиссер Джош Кули, США)

 

«История игрушек» - поразительная серия фильмов, которая за 24 года ни разу не разочаровала своего зрителя, который находится, как в каждом поколении детей, когда выходит новая часть, так и в преданных взрослых зрителях для кого Вуди, Баз и компания уже давно как родные. После идеального финала истории Энди в «Большом побеге» идея четвертой части выглядела максимально необязательно, и большинство зрителей были настроены скептически.

 

Но «Pixar» вновь удалось рассказать простую, но глубокую историю, поговорить с детьми и взрослыми о важном, а еще как следует развлечь изобретательным экшном и уморительными шутками. Да, Энди стал взрослым, а игрушки обрели новый дом, но чего же на самом деле хочет Вуди и обязательно ли год от года быть лидером, даже когда ты уже не любимая игрушка.

 

Вы отправитесь в удивительную поездку с любимыми героями, чтобы узнать куда в свое время пропала Бо Пип и разделить еще одно приключение с теми, кто за годы стал нам друзьями. Конечно больше всего интригуют новые оригинальные работы от «Пиксар», но если и снимать продолжения, то пусть они будут такими, как у «Истории игрушек».

 

 

 

7. «Сиротский Бруклин» (режиссер Эдвард Нортон, США)

 

Многие любители кино знают, что Эдвард Нортон человек сложный в работе, он постоянно правит сценарии, ругается с режиссерами и потому, несмотря на уникальный талант, снимается все реже и реже. За последние годы можно вспомнить только «Бёрдмена» и озвучку в «Острове собак».

 

Идею «Сиротского Бруклина» Нортон вынашивал давно, и он стал его второй режиссерской работой после комедии нулевых «Сохраняя веру», а еще он впервые числится в титрах сценаристом, хотя и переписывал под себя сцены в львиной доле проектов. Но его перфекционизм в контексте истории детектива с синдромом Туретта оказался как никогда кстати. Это по-хорошему старомодное, бесконечно стильное, печальное и очень трогательное кино об изгое, который хочет если не изменить мир, то хотя бы докопаться до правды, даже если не будет знать потом, что с ней делать.

 

Актеров Нортон подобрал под стать себе, Дефо, Уиллиса, Каннавале и Болдуина всегда приятно видеть, если материал хороший, да и звезда «Утреннего шоу» Гугу Эмабата-Ро сыграла прекрасно. Если вы соскучились по Эдварду Нортону, любите нуар и стилистику послевоенной Америки, то обязательно посмотрите «Сиротский Бруклин», великолепная песня от Тома Йорка и Фли приглагается бонусом.

 

 

 

6. «Ford против Ferrari» (режиссер Джеймс Мэнголд, США)

 

Джеймс Мэнголд очень "американский" режиссер в самом хорошем понимании этого слова, в его фильмографии есть как довольно слабые «Рыцарь дня» и «Росомаха: Бессмертный», так и великолепный байопик про Джонни Кэша «Переступить черту» и «Логан» - один из лучших кинокомиксов последних лет. Поэтому особых сомнений, что у него хорошо получится спортивная драма особенно с актерами калибра Мэтта Дэймона и Кристиана Бэйла, не было.

 

Однако, получилось не просто хорошо, а по-настоящему замечательно. «Ford против Ferrari» - это лучший фильм про автоспорт всех времен наряду с «Гонкой» Рона Ховарда. В нем есть все, чтобы зритель не заскучал за два с половиной часа – реальная история противостояния двух очень разных концернов – американского и итальянского, плавное объяснение того, как был устроен мир гонок в то время, потрясающие спортивные сцены и, конечно же, внутренний конфликт в команде «Ford». Но главная звезда фильма - это конечно же Кристиан Бэйл, который за 7 месяцев похудел на 30 кг после роли Дика Чейни в отличной «Власти» Адама МакКея, его Кен Майлз – это виртоуз своего дела, который в силу простоты и прямоты был чужим для глянцевого мира Форда со своим британским акцентом и тягой к перфекционизму.

 

И вроде таких историй рассказано не мало, но картина держит до самого конца, оставляя в финале зрителя с чувством светлой грусти и глубокого восхищения настоящим подвигом человеческого духа. Поэтому даже если вы максимально далеки от увлечения автомобилями и гонками фильм придется по душе и вам, потому что искренняя любовь к тому, что ты делаешь и постоянная тяга к совершенству и делает из человека легенду, а за легендами всегда интересно наблюдать.

 

 

 

5. «Середина 90-х» (режиссер Джона Хилл, США)

 

За последние двенадцать лет Джона Хилл сделал невероятную карьеру. Из забавного толстячка в «Супер-перцах» и труппе Джадда Апатоу он превратился в одного из самых ярких актеров поколения, будучи дважды номинированным на «Оскар» за фильмы «Человек, который изменил все» и «Волк с Уолл-стрит», он ловко сочетает комедийные проекты и серьезные драмы и может себе позволить отказаться от роли в новом «Бэтмене».

 

Его режиссерский дебют с большим опозданием добрался до российских экранов, но ожидание того стоило. «Середина 90-х» - это ностальгическая открытка для всех, кто в юности любил скейтбординг, молодежные журналы, хип-хоп и альтернативу, а прокатиться на доске на закате в Калифорнии – было пределом мечтаний. Именно так живут герои фильма, простые пацаны из небогатого района, которые снимают трюки на камеру и мечтают выступать на соревнованиях. Хилл специально набрал на роли главных героев непрофессиональных актеров, а простых скейтеров, и это решение сработало, настолько легко и органично они смотрятся в кадре, хотя на фоне у них настоящая юная звезда драматических картин Лукас Хеджес, сыгравший роль неуравновешенного старшего брата, Кэтрин Уотерсон, которую вы точно видели в последнем «Чужом» и «Фантастических тварях» и даже камео режиссера Хармони Корина.

 

Картина не скатывается в излишнюю комедийность, или наоборот социальную драму. Это приятое и жизненное кино, которое очень добродушно относится к своему зрителю и смотреть его будет совершенно точно не скучно. Так что если вы давно думали смахнуть пыль с колесиков старого скейта, но все время откладываете, посмотрите перед этим «Середину 90-х».

 

 

 

4. «Зелёная книга» (режиссер Питер Фаррелли, США)

 

Главный триумфатор «Оскара 2019» принес своим создателям статуэтки за лучший фильм и лучший сценарий, а также вторую награду Махершалле Али. История, старая как мир, о том, что противоположности притягиваются, заиграла новыми красками благодаря выверенной сюжетной линии, приятному юмору и невероятной химией между интеллигентным и отчужденным героем Али и Тони Болтуном, простым парнем, который решает дела в свойственной ему итальянской манере, его сыграл изрядного раздобревший, но от того еще более обаятельный Вигго Мортенсен.

 

Самое забавное, что снял фильм один из братьев Фаррелли Питер, который на пару со своим братом Бобби известен вам по «Тупому и еще тупее» и «Я, снова я и Ирэн» - не самым интеллектуальным комедиям. Но, как оказалось, если убрать из творчества Фаррелли сортирный юмор, то легкое настроение останется, но финальный материал получится принципиально другого качества.

 

«Зелёная книга» - это тот «лучший фильм года», который будет понятен каждому зрителю без исключения, а дорожные заметки от странной парочки друзей поневоле рассмешат как следует и заставят задуматься о терпимости и доброте к окружающим, ну и о том, чтобы принять участие в соревновании по поеданию хот-догов. Будьте героями, будьте как Тони Болтун.

 

 

 

3. «Однажды в… Голливуде» (режиссер Квентин Тарантино, США, Великобритания, Китай)

 

После того как Квентин вдоволь наигрался в вестерны, он решил признаться в любви своей любимой эпохе Голливуда 70-х, который разделил историю кино на "до и после" ужасного преступления «семьи» Чарльза Мэнсона. Разумеется, перед просмотром фильма стоит ознакомиться хотя бы с тем, кто такие Мэнсон, Шэрон Тейт и Роман Полански, чтобы понимать смысл половины происходящего на экране. Но, во-первых, маньяк здесь далеко не самая центральная фигура, а во вторых, даже в этом историческом контексте Тарантино все сделал по-своему. Плюс ко всем в центре сюжета выдуманные герои – закатившаяся звезда вестернов Рик «чертов» Далтон и его помощник и дублер Клифф Бут – неотразимый в своей комичности ДиКаприо и невероятно сохранившийся в свои 56 Брэд Питт.

 

9-й фильм режиссера получился очень размеренным, красивым и филигранно выверенным в мелочах, по большому счету весь сюжет можно уместить в коротком абзаце, поэтому не стоит ждать от него второе «Криминальное чтиво», все же Тарантино не любитель самоповторов. С годами он перестал ассоциироваться с ультра-насилием и бутафорской кровью и просто стал добрее, хотя тот экшен, который есть в фильме – один из самых смачных и безумных в его карьере.

 

Даже если вы не фанат старого Голливуда и не поймете какую-то часть цитат и отсылок, то удовольствие от фильма определенно можно получить, если не пытаться сравнивать его с другими, более быстрыми работами режиссера, ни на что не отвлекаться и просто погрузиться в атмосферу, то вы сами не заметите, как окажетесь на заднем сиденье "фольксвагена" Клиффа Бута, а ваше лицо обдувает теплый калифорнийский ветерок, пока где то на соседней улице идет в кино такая красивая Шэрон Тейт в исполнении Марго Робби.

 

 

 

2. «Паразиты» (режиссер Пон Джун-хо, Южная Корея)

 

Не только «Оскар» в этом году отметился победой очень зрительского фильма, зачастую рядовые зрители из года в год не знают фильмы-обладатели «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, но с «Паразитами» произошла иная история, этот фильм настолько увлекательный, настолько понятный, непредсказуемый и оригинальный, что оторваться от него попросту невозможно, поэтому он провел долгие недели в российском прокате благодаря отличному сарафану.

 

Лента сочетает в себе абсолютно все – юмор, страх, насилие и социальные темы актуальные не только в азиатском мире, а вообще везде. Каждый раз, когда тебе кажется, что тебе уже ясно чем закончится этот эпизод из жизни семейства Китхэк, фильм делает настолько неожиданный поворот, что ты не перестаешь удивляться многогранности замысла 50-летнего режиссера Пон Джун-хо.

 

Если вы часто жалуетесь на то, что из кино пропали оригинальные сюжеты и идеи, то «Паразиты» накормят оригинальностью досыта, словно хороший психологический роман вас будет кидать из одной эмоциональной крайности в другую, чтобы потом привести к шокирующему финалу, который также поражает своей удивительной поэтичностью и надрывным реализмом. Смотреть однозначно!

 

 

 

1. «Джокер» (режиссер Тодд Филлипс, США, Канада)

 

Идея снять фильм про главного злодея Бэтмена без Бэтмена, да еще и сделать из этого оммаж на хиты Мартина Скорсезе выглядела безусловно интересно, но шансы сделать кальку «Темного рыцаря» или просто слабое кино тоже были велики. Но режиссер «Мальчишника в Вегасе», «Старой закалки» и ряда других комедий разной степени успешности Тодд Филлипс четко понимал, что он хочет сделать, именно поэтому «Джокер» и произвел такой фурор – с одной стороны это действительно вольный ремейк «Таксиста» и «Короля комедии», с другой это очень понятный, бьющий в лоб фильм на многие актуальные темы – социальное неравенство, психиатрия, токсичность и насилие в обществе. При этом, как кинокомикс, фильм тоже прекрасно работает, достаточно просто представить, что это предыстория к любой из других экранных версий злодея, который просто придумал себе разнообразные фантастические приключения, в мире этого Джокера Бэтмен может и не существовать в реальности, но его фантазия безгранична, ведь нам неоднократно четко показывают, что не всему происходящему на экране стоит верить, так как Артур проводит много времени в своих фантазиях.

 

Конечно же огромная удача этого фильма – Хоакин Феникс, один из лучших актеров поколения в свое время отказался от долгоиграющей роли Доктора Стрэйнджа, но предложение Филлипса настолько его заинтересовало, что он потратил месяцы на изучение различных психических заболевания, смеха и экстремальное похудание. Его бесконечно жалко практически все экранное время, но это не отменяет того, что мы видим трансформацию в того самого Джокера – неуравновешенного убийцу, который пойдет на все, чтобы ткнуть в лицо городу его самые страшные пороки, а попутно привлечь к себе внимание эксцентричным шоу.

 

«Джокер» - никакая не революция в жанре, это просто очень хороший фильм, который интересно смотреть, и он вызывает эмоции, конечно для кого-то происходящее может показаться излишне гнетущим, но все же финал дает нам чувство освобождения и огромное поле для фантазии каким же именно Джокером в будущем станет Артур Флек? Ответ – любым, этот персонаж дает почву для бесконечного количества интерпретаций, и это прекрасно. Помните программу «Зов джунглей»? Так вот Джокер Тодда Филлипса и Хоакина Феникса устал быть травоядным и теперь играет за хищников, это не значит, что он прав, просто в жизни очень много серых тонов, а Джокер носит яркое.