15 лучших фильмов 2018 года по версии автора программы "Кинофреш" на UTV Сергея Бархатова

28 декабря в 12:35
Субъективные итоги киногода.

По традиции программа «Кинофреш» подводит итоги года в первой программе нового года, этот выпуск появится на эфире городского телеканала UTV 5 января, а чуть позже и здесь на сайте. Зрители-киноманы голосуют за лучший и худший фильмы года, а также за самую ожидаемую картину в нашей группе Вконтакте, из чего и формируются тройки лидеров.

 

В этой статье мне хотелось бы подвести свои личные итоги года, соединив в одном топе развлекательное кино, жанровое и те фильмы, которые вы могли пропустить. А учитывая, что 2018-й получился очень насыщенным и разнообразным по части кино, я решил расширить традиционный топ-10 до 15-ти позиций. Места в этой подборке не имеют определяющей роли, ведь каждый из выбранных мною фильмов по-настоящему отличный и заслуживает, чтобы именно благодаря ему вы запомнили 2018-й. Эх, хороший все-таки выдался год.

 

15. «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» (режиссер Гас Ван Сент, Франция, США)

 

Культовый американский режиссер 90-х, в карьере которого была масса взлетов и падений, в этом году вернулся с кинобиографией карикатуриста Джона Каллахана, прикованного к инвалидному креслу. Несмотря на то, что перед нами история художника, это в первую очередь кино о зависимости, борьбе с алкоголизмом и невольная реклама 12 шагов.

 

Вместе с физической беспомощностью герой обретает талант, который и поможет ему заново изобрести свою собственную жизнь. Рисуя смешное, он забывает о боли. Это по-хорошему камерное и личное кино, показывающее, что талант Гаса Ван Сента по-прежнему на месте и ему есть, что сказать.

 

И нельзя не упомянуть удивительный актерский состав – короткие и точные роли от Руни Мары и Джека Блэка, одна из лучших партий хамелеона Джоны Хилла и конечно же первая скрипка от Хоакина Феникса, человека укравшего 2018 по части удачных ролей, ведь в российский прокат в этом году вышли четыре фильма с его участием, каждый из которых был по-своему хорош, и один из них вы еще увидите ниже.

 

 

 

14. «Как разговаривать с девушками на вечеринках» (режиссер Джон Кэмерон Митчелл, Великобритания, США)

 

Изначально это был рассказ писателя-фантаста Нила Геймана, который позднее стал комиксом, и в итоге превратился в художественный фильм. Это не идеальное, но бесконечно приятное британское кино о молодости, любви, пришельцах и панк-роке. Главный герой, категорически не умеющий общаться с противоположным полом, попадает на вечеринку, где девушек в избытке, но все они какие-то странные, и словосочетание «неземная красота» обретает совершенно прямое значение.

 

Режиссер Джон Кэмерон Митчелл погружает зрителей в атмосферу Лондона 70-х, который настолько пропитан буйной юностью, что любой зритель, пусть и ненадолго, сможет почувствовать себя молодым. Помимо присутствия в картине харизматичного Алекса Шарпа (к слову очень похожего на героя из комикса) и всегда великолепной Николь Кидман, настоящее украшение фильма – это 20-летняя Эль Фаннинг, с каждым годом пробующая играть все более смелые образы. Одного ее взгляда в этой ленте достаточно, чтобы до конца дня напевать песню «Another Girl Another Planet» группы «The Only Ones».

 

 

 

13. «Богемская рапсодия» (режиссеры Брайан Сингер и Декстер Флетчер, Великобритания, США)

 

Самый народный фильм года, несмотря на то, что снят он на английском языке. Музыка группы «Queen» - международный феномен, именно поэтому практически в каждом доме по всему свету она звучит как родная. Именно таким же, как их музыка, получился этот фильм – броским, развлекательным, эмоциональным и праздничным. Про этих музыкантов уместно было снять музыкальный блокбастер, в котором возможно есть биографические неточности и некоторая торопливость повествования, но яркость образов и атмосфера перекрывают недочеты, делая фильм максимально зрительским и приятным.

 

Последние 20 минут, полностью экранизирующие выступление «Queen» на фестивале «Live Aid», способны растрогать даже самого взыскательного зрителя, который в один момент просто захочет расслабиться и насладиться музыкой от шайки британских гиков и аутсайдеров, которые нарочно все делали неправильно, и от того стали великими. Картина уже получила две номинации на «Золотой глобус», среди которых отдельно хочется порадоваться за Рами Малека. У него получился прекрасный экранный Фредди, как принято говорить, на века.

 

 

 

12. «История одного назначения» (режиссер Авдотья Смирнова, Россия)

 

Кто бы мог подумать, что глава из книги литературоведа Павла Басинского «Святой против Льва» может стать полноценным художественным фильмом, который звучит в унисон с текущим положением дел в стране. Фигура молодого и эксцентричного Льва Николаевича Толстого (Евгений Харитонов) служит в этом фильм завлекательным элементом, ибо персонаж он безусловно важный, но далеко не главный, в отличие от поручика Григория Колокольцева, сыгранного братом режиссера Алексеем Смирновым.

 

Это кино о долге, нравственном выборе и о стране, казалось бы, утерянной, но пугающе похожей на происходящее вокруг нас. И если предыдущие фильмы Авдотьи (прекрасные «Кококо» и «Два дня») тоже имели социальный подтекст, однако говорили о злободневном, зачастую в комедийном ключе, то «История одного назначения» рисует замкнутую и во многом мрачную картину. В этом году Авдотья Смирнова удалила все свои аккаунты в социальных сетях и сказала, что прекращает любое общение с прессой, будем надеяться, что снимать кино она продолжит, поскольку, как автор, Смирнова сейчас в прекрасной форме.

 

 

 

11. «Кристофер Робин» (режиссер Марк Форстер, США)

 

 

Диснеевские переработки собственного каталога классики уже стали делом привычным, только в следующем году нас ждет три проекта и все от именитых режиссеров – «Аладдин» Гая Ритчи, «Дамбо» Тима Бёртона и «Король Лев» Джона Фавро. Однако тихая премьера августа «Кристофер Робин» от режиссера «Волшебной страны» Марка Форстера выбивается из привычного понимания ремейка на новый лад, поскольку это действительно самостоятельная история о том, что будет, когда сказка закончится, и привычные герои повзрослеют, что если для Кристофера Робина волшебный лес станет пустым и мрачным.

 

При всей внешней детскости, эстетичности и довольно предсказуемом финале мы получили грустную притчу о взрослении, написанную и сыгранную вполне в духе оригинальных историй Алана Милна. Это очень красивое, трогательное и человечное кино, которое при всей своей размеренности подойдет для просмотра, как юным зрителям, так и их взрослым родителям, которые во многом увидят себя в уставшей фигуре Кристофера Робина с лицом Юэна МакГрегора, но не для того, чтобы почувствовать себя старыми, а чтобы увидеть, что у чудес нет срока годности.

 

 

 

10. «Талли» (режиссер Джейсон Райтман, США)

 

Сын режиссера «Охотников за привидениями» Джейсон Райтман и сценаристка Диабло Коуди вновь решили поработать в тандеме и рассказать очень жизненную трагикомедию с нотками сюра, благо лучшие работы в карьере каждого (за исключением разве что «Мне бы в небо» у Райтмана) они сделали совместно («Джуно» и «Бедная богатая девочка»).

 

«Талли» прекрасно вписывается в стилистику авторов и рассказывает о многодетной матери, которая находится на пределе своих физических сил – она не следит за собой, спит на ходу и живет на автомате, как герой Адама Сэндлера в «Клике». Причем Шарлиз Терон, играющая главную роль действительно впала на съемках в депрессию из-за того что ей придется сбрасывать десятки килограммов набранного веса. Но вдруг чудесным образом в ее жизни появляется молодая няня по имени Талли, которая гораздо больше нужна ей самой, нежели детям.

 

Талли блистательно сыграла Маккензи Дэвис, актриса, которую вы могли видеть множество раз, но хотелось бы наблюдать ее чаще причем именно в таких ролях. Это душевное, честное и очень человечное кино, которое многое может рассказать, как о трудностях материнства, так и поиске себя во время кризиса среднего возраста. Вы вполне могли пропустить эту картину в кино, так что рекомендую со сто стопроцентной уверенностью.

 

 

 

9. «Реинкарнация» (режиссер Ари Астер, США)

 

Да, как писали многие критики «Реинкарнация» это по большей части фильм о потере близкого, о депрессии и кризисе в семье, преодолеть который не представляется возможным. Но помимо драматической составляющей это еще и блистательный фильм ужасов, совершенно точно, самый страшный в этом году.

 

Всегда пугающее кроется в будничных вещах, а что может быть более жутким и некомфортным, чем адекватные на первый взгляд люди, которые ведут себя странно. А вот герои «Реинкарнации» ведут себя, прямо-таки, чертовски странно примерно с середины фильма, который при всей своей неспешности и тягучести медленно окутывает зрителя липкой лентой страха. Ари Астер, как кнопки разбрасывает по полу повествования неприятные диалоги и драматические события, которые найдут болевые точки и воткнутся в ногу практически любого зрителя, который смотрит картину внимательно.

 

Это не типичный ужастик с убойной дозой скримеров и жуткими монстрами, а история внешне обычной семьи, которая, как и любая другая держит уродливых скелетов в запертых шкафах. Если хорроры для вас все еще прогрессирующий жанр и вы с радостью принимаете его новые формы, то вы уже наверняка посмотрели «Реинкарнацию». Для вас только один вопрос – как спалось?

 

 

 

8. «Мстители: Война бесконечности» (режиссеры Джо Руссо, Энтони Руссо, США)

 

Еще двенадцатилетним подростком, покупающим выпуски «Человека-паука» и «Людей Икс», я мечтал, о необъятной, перенаселенной супергероями вселенной «Марвел» на киноэкранах. И я живу в счастливом веке, когда это стало возможным. За десятилетие своей работы «Marvel Studious» создали самый продуманный и масштабный вымышленный мир, который работает в рамках дорогого киносериала с героями на любой вкус и лучшими лицами Голливуда.

 

И словно по велению темной магии, после череды одноразовых и зачастую неинтересных злодеев, на плечи наших героев обрушивается угроза Таноса, который возможно и не обладает обаянием Джокера, но представляет из себя очень опасный типаж безумного мегаломаньяка. Братья Руссо грамотно делят десятки персонажей на команды и группы, каждому выдают свой персональный квест, а потом сводят их в поражающем воображение финале и еще более шокирующей концовке. Единственная претензия, которая может прозвучать в адрес «Войны бесконечности» - не самодостаточность.

 

Невозможно насладиться этим фильмом, не посмотрев хотя бы десяток глав киновселенной, а лучше все 18. Картина существует исключительно в контексте общего мира и представляет из себя эпичную, красивую, но все же серию сериала. Но когда вы видите на экране брутального Тора в черной броне и с новой секирой, который падает с неба в компании Ракеты и Грута и орет: «Подать мне Таноса!», то сразу понимаете, что именно ради таких моментов и существует развлекательное кино.

 

 

 

7. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (режиссер Мартин МакДона, Великобритания, США)

 

Настоящий британец, талантливый режиссер и сценарист, обладатель массы наград и премии «Оскар» за лучший короткометражный фильм, шестизарядный Мартин МакДона, снял вероятно самую американскую картину уходящего года.

 

История о съедаемой горем матери, ищущей справедливости по всем вводным данным, куда больше подошла бы братьям Коэн. Однако МакДона ловко влился эстетику одноэтажной Америки и выдал честное, яркое и яростное кино, в котором каждый из трех главных героев получает свою историю, зачастую неоднозначную и грустную, но именно так складываются судьбы людей, регулярно сталкивающихся с насилием.

 

Картина получила четыре основных «Золотых глобуса», в том числе за лучшую драму, но на Оскаре ограничилась актерскими победами. Иесли Фрэнсис МакДорманд уже во второй раз поднималась на сцену за статуэткой, и это не был сюрпризом, то успеху Сэма Рокуэлла я несказанно рад. Со времен «Зелёной мили» этот актер поражает, как на втором плане, так и в бенефисах, вроде «Луны 2112». «Три билборда» - это по-хорошему простая, понятная и близкая каждому зрителю история, наталкивающая на правильные мысли и оставляющая послевкусие большого американского кино в его самых лучших традициях.

 

 

 

6. «Лето» (режиссер Кирилл Сербренников, Россия)

 

 

Домашний арест и уголовное преследование не помешали Кириллу Серебренникову не только выпустить картину в обещанный срок, но и получить премию за лучший саундтрек на Каннском кинофестивале. Многие с опаской относились к замыслу снять черно-белое кино про молодого Виктора Цоя, Майка Науменко, его супругу Наталью и массу колоритных персонажей из их окружения того времени, и те же многие в итоге остались недовольны – «Так не было!», «Цой был другим» и прочие заявления на самом деле не имеют никакого отношения к качеству получившейся картины.

 

Это светлое, атмосферное и очень юное кино о вымышленном Петербурге, где гуляют герои, берущие свое начало из столпов и легенд русского рока. Скромный Виктор в исполнении Тео Ю сразу располагает к себе, Ирина Старшенбаум играет свою лучшую роль, а Роман Билык становится настоящим открытием, как в актерском, так и в композиторском ремесле.

 

Ленивый мюзикл, который делает все, чтобы мюзиклом не казаться ярко и со вкусом рассказывает простую историю о творческих парнях, которые любили музыку и мечтали стать, как Игги Поп и Лу Рид, а стали Цоем и Майком. «Лето» - совершенно точно, лучший российский фильм года, и лучшая картина Кирилла Серебренникова.

 

 

 

5. «Первому игроку приготовиться» (режиссер Стивен Спилберг, США)

 

Этот фильм подводит жирный общий знаменатель под всей развлекательной частью творчества Стивена Спилберга, которое также стало в свое время жанрообразующим («Челюсти», «Инопланетянин», «Парк Юрского периода»). Являясь живым и функционирующим артефактом эпохи 80-х и 90-х, Спилберг выстреливает на экраны мощный залп из ностальгии, поп-культуры и гигантского вымышленного мира онлайн игры «Оазис», в которой найдется место кому угодно: от Стального Гиганта до Черепашек-Ниндзя и Джокера.

 

Режиссер настолько ловко жонглирует текстом романа Эрнеста Клайна и собственным видением наследия кино, музыки, игр и комиксов конца 20-го века, что остается только вжаться в кресло кинотеатра и отправиться в увлекательнейшее путешествие на поиски пасхалок. Да, центральная история здесь максимально простая и даже детская, но именно такие сюжеты всегда работали в мире Спилберга – герой-аутсайдер, благодаря доброму сердцу и верным друзьям, раздвигал границы возможного и становился великим.

 

И какое же удовольствие всматриваться в каждый кадр фильма, в поисках знакомых лиц и даже целых сцен (поклонники Стивена Кинга меня поймут). Одним словом, «Первому игроку приготовиться» - идеальный фильм, снятый для фанатов поп-культуры ушедших лет, самым главным фанатом того, что он делает. Не сбавляйте газ, мистер Спилберг, ведь Вы еще так молоды!

 

 

 

4. «Братья Систерс» (режиссер Жак Одиар, Франция, Испания, Румыния, США, Бельгия)

 

А вот и еще один фильм с Хоакином Фениксом, как и было обещано ранее. Блистательный французский режиссер Жак Одиар (чего только стоит его криминальная сага «Пророк») выходит на территорию самого голливудского из всех жанров, но работает в нем с присущим ему шиком и элегантностью.

 

Головорезы братья Систерс колесят по Америке в поисках заказов и жертв, попутно рассказывая историю своей семьи и разбираясь в собственных взаимоотношениях. Фильм, который поначалу кажется чуть более меланхоличной и чуть менее броской версией «Джанго освобожденного», ближе к финалу становится рассказом о поиске своего места под солнцем и трогательной притчей о возвращении домой.

 

Одиар получил приз за режиссуру в Венеции, но его замысел не был бы настолько талантливо раскрыт, если бы не актеры калибра уже упомянутого Хоакина Феникса, Джейка Джилленхола и Джона Си Райли, который в какой-то момент становится главным героем фильма и выдает свою лучшую роль в карьере. При всей маскулинности жанра и кровожадности сюжета «Братья Систерс» подойдут любому зрителю, который достаточно открыт, чтобы смотреть и слушать, ведь некоторые вещи не меняются в зависимости от места и времени, будь то Дикий Запад или холодная Россия 21-го века.

 

 

 

3. «Форма воды» (режиссер Гильермо дель Торо, США)

 

Режиссер, количество неснятых проектов которого бьет все мыслимые и немыслимые рекорды, талантливый визионер, продолжающий традиции Терри Гиллиама и Тима Бёртона, но при этом всегда остающийся самодостаточным автором, долго шел к своему триумфу с «Формой воды» - самом титулованному фильму на стыке 2017 и 2018 года. Сначала «Золотой лев» в Венеции, потом лучший режиссер по версии «Золотого глобуса» и в итоге четыре «Оскара», включая приз за лучший фильм.

 

Картина обошла в гонке «Три билборда» и многие зрители остались в недоумении, ведь, как простая сказка о любви могла выиграть у мастерски написанной жизненной драмы. Также, как и фильм «Артист» (тоже получивший все возможные награды и «Оскары»), «Форма воды» признается в любви всему жанру кинематографа, это именно талантливая форма для камерной и тихой истории двух влюбленных изгоев, которая поражает своим уникальным стилем и подходом к каждой сцене.

 

В эпоху кинокомиксов волшебные сказки в своей массе обесценились и требуют нового прочтения, но не для сеньора дель Торо, его фильм нарочито старомодный, наивный, меланхоличный и бесконечно человечный, самый человечный фильм года, снятый человеком с безграничной фантазией, для которого, неважно, кто перед ним – охотник на вампиров, гигантский робот или немая уборщица, его любви к искусству хватит на всех.

 

 

 

2. «Чёрный клановец» (режиссер Спайк Ли, США)

 

Казалось бы, после череды неудачных проектов, некогда уникальный режиссер Спайк Ли вряд ли был способен выдать крепкую работу, которая поразит своим исполнением, но не тут-то было. Режиссер прошлогоднего хита «Прочь» Джордан Пил продюсировал картину, в основе которой лежит абсурдная, но от того еще более правдивая история про то, как в 70-е темнокожий коп по телефону записался в Ку-Клукс-Клан, развив там бурную деятельность и отправляя на личные встречи своего белого напарника, который к слову был евреем.

 

При всей внешней трагикомичности, Ли удается выдать не только политическое высказывание (большой привет Трампу здесь присутствует), но и в очередной раз рассказать о темнокожем человеке, который ищет свое место, благо у него это получается, как ни у кого в современном кино.

 

Дуэт Джона Дэвида Вашингтона и Адама Драйвера трогает до глубины души тем, насколько они пропитались своими героями. Фильм отлично написан, отлично снят и смонтирован, настолько, что во время просмотра не хочется пропустить ни секунды. Это веселое и искреннее кино на серьезную тему, чрезвычайно крепкое и целостное, которое смотрится и звучит гордо, штучный товар для нашего времени.

 

 

 

1. «Человек-паук: Через вселенные» (режиссеры Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман, США)

 

В последние годы зрители часто говорят, что в кино пропал вау-эффект. Но тут на экраны выходит безумный анимационный «Человек-паук» с кучей людей-пауков из параллельных вселенных, и вы как будто бы снова смотрите свой первый блокбастер в кинотеатре или любимый мультфильм детства.

 

Броская, ни на что не похожая эстетика этого фильма сбивает с ног первыми секундами и не останавливается до самого финала, благодаря безудержной юной энергии. История Майлза Моралеса рассказана максимально близко зрителю, что не мешает нам познакомиться не только с другими пауками, но и в сотый раз с Питером Паркером, которых здесь, по секрету, двое.

 

В фильме нашлось место и для юмора, и для несравненного зрелища, и для традиционного посыла, что герой живет в каждом из нас. Также, как и в «Лего. Фильме» сценаристы и продюсеры Фил Лорд и Кристофер Миллер раздвигают границы и законы современного анимационного кино и делают что-то новое, что-то свое. Эту картину можно посоветовать абсолютно каждому, кто не устал удивляться и каждый раз приходит в кинотеатр с трепетным чувством увидеть что-то новое и уникальное, потому что на этот раз ваш трепет окажется оправдан сполна, а что может быть более ценным для фильма в наше время, когда все песни уже спеты и все истории рассказаны?