Башкирские депутаты хотят бороться со школьным буллингом. Что они предлагают?
Только с начала года в СМИ появились десятки публикаций о школьном буллинге. Психологи продолжают давать советы, но теперь, кажется, этой проблемой всерьез занялись власти. Например, МВД по Татарстану предложило помещать детей в спеццентры за участие в несанкционированных митингах, также за экстремистские высказывания в интернете и за буллинг. При Курултае Башкирии тоже собрали рабочую группу по этому вопросу.
Тамара Тансыккужина, вице-спикер Государственного Собрания - Курултай Республики Башкортостан: «Мы прекрасно понимаем, что конфликты, трения, где-то спорные ситуации, они могут существовать в любом коллективе. Но в детском коллективе, если они переходят определённые рамки, серьёзные границы, конечно, это не может остаться без внимания, и мы, конечно, хотели бы посмотреть динамику. Вот эти все негативные последствия, которые мы называем словом "травля" или "буллингом"».
23 марта депутаты, психологи и директора школ соберутся для обсуждения этой проблемы. Как рассказала Тансыккужина, идей у членов группы много, но все их нужно тщательно обдумать и испытать на практике.
Тамара Тансыккужина, вице-спикер Государственного Собрания - Курултай Республики Башкортостан: «Так скажем, пытаемся эту ситуацию отрегулировать с точки зрения факторов, которые влияют на ее возникновение, и с точки зрения того, как можно плодотворно где-то помочь в сложных конфликтных ситуациях. Вот, у нас же будут, допустим, и психологи, поднимался вопрос неоднократно о том, чтобы, допустим, были специальные психологические курсы для молодых педагогов. Даже такие моменты - они имеют роль, играют роль».
Рабочая группа была создана неделю назад, первые плоды ее работы уфимские школьники смогут увидеть только спустя несколько месяцев. Мы поговорили с директором одной из школ о том, какие усилия для борьбы с буллингом они сейчас прилагают.
Шамсулла Хабибрахманов, директор МБОУ «Башкирский лицей №136 им. М.Искужина»: «Мы же проводим всегда тестирование. Один раз в год обязательно тестирование. Вот по итогам тестирования как раз психологи работают. Как раз вот это тестирование, психологическое тестирование, это российский проект, в основном вот это и показывает, есть ли в классе или нет. Ну там у нас тоже бывают какие-то конфликты, это тоже выявляет».
Как рассказал директор 136-го лицея, чтобы побороть буллинг, они усиленно работают над дисциплиной учеников. Школа проводит дополнительные занятия, организует кружки и спортивные секции, которые ученики должны посещать в обязательном порядке. Кроме этого, дети работают с психологом.
Шамсулла Хабибрахманов, директор МБОУ «Башкирский лицей №136 им. М.Искужина»: «Социальный педагог, замдиректора по экспертной работе, педагог-психолог - вот они проводят вот это тестирование. По итогам тестирования работают индивидуально, группами, с классом, если там какие-то вопросы возникают, проблемы если какие-то, конфликты выявляют как раз и приглашают родителей. Мы в основном занимаемся профилактикой».
По мнению директора лицея, сейчас агрессивных детей стало больше. Чаще всего конфликт удается урегулировать еще на ранних этапах, не допуская его развития, но бывают и случаи, когда сторонняя помощь становится необходимой.
Шамсулла Хабибрахманов, директор МБОУ «Башкирский лицей №136 им. М.Искужина»: «Усилить надо психологическую службу в школах, если есть такие проблемы и не надо экономить время, деньги детям, потому что, вот на этой неделе как раз 110-летие Сергея Михалкова отмечали, он как сказал: "Сегодня дети - завтра народ"»
Несмотря на активные меры по предупреждению, не всегда школам удается самостоятельно решить конфликтную ситуацию. Иногда даже привлечение родителей не дает нужного эффекта.
Фаузия Хамидуллина, психолог, психотерапевт, тренер по развитию эмоционального интеллекта: «Здесь надо администрации школы вместе с родителями вести беседу, говорить, назначать какие-то правила. Правила школы, правила класса, что нельзя, например, делать у нас в классе, что это неприемлемо и это наказуемо. Нужны какие-то общие мероприятия, которые объединяют и сплачивают коллектив. Это может быть совместные походы куда-то, кинотеатры, музеи»
Мнений о борьбе с буллингом очень много, некоторые даже противоречат друг другу. Но все специалисты, с которыми мы поговорили, сходятся в одном - предотвратить развитие буллинга гораздо проще, чем устранять последствия.
Фаузия Хамидуллина, психолог, психотерапевт, тренер по развитию эмоционального интеллекта: «Родителям больше внимания обращать на своих детей, слышать их, слушать их. Например, пришёл ребёнок и рассказывает маме про свой случай, а мама говорит: “Да не обращай на это внимания, ты что слабая что ли?" или “Там сама разберись или пусть там школа разбирается”. Здесь нужно научиться слышать своего ребёнка и дать поддержку в первую очередь, дать поддержку словами»
По словам психолога, сейчас около 80% школьников задействованы в буллинге. Кто-то становится участником, кто-то остается молчаливым наблюдателем. Мы провели опрос среди подписчиков телеграм-канала UTV. По его итогам примерно 36% становились жертвами травли, около 5% были агрессорами, а 10% становились и жертвами и агрессорами одновременно, оставшиеся указали, что никогда не сталкивались с буллингом в школе.
Фаузия Хамидуллина, психолог, психотерапевт, тренер по развитию эмоционального интеллекта: «Посмотреть на агрессора, почему он так поступает. Он может не понимать чувства и у него нету эмпатии понимать другого человека, а может быть, он это увидел у себя, в своей семье и повторяет это. Или, может, у него свои какие-то переживания эмоциональные, плохие эмоции, он не может пережить и таким образом, страдая сам, причиняет зло другому человеку»
Универсального способа борьбы с буллингом не существует, нужен индивидуальный и комплексный подход. Но улучшить ситуацию может простое внимание со стороны учителей и родителей. А вот попытка “ужесточить наказание” может дать обратный эффект, сказала психолог.