Бинокли, туалеты, указатели. В Уфе потратили сотни миллионов на туристический код
В следующем году Уфа отметит свой 450-летний юбилей. К этой дате в центре города начали появляться новые арт-объекты. А откуда деньги? За счет гранта от Ростуризма в рамках проекта “Туристический код”. И для того, чтобы оценить изменения в городской инфраструктуре, мы попробуем посмотреть на столицу глазами туриста.
Летом 2022 года стало известно, что Уфа получит 215 миллионов рублей на развитие туристической инфраструктуры. Деньги должны были пойти на новую навигацию, общественные туалеты, ярмарочные зоны и арт-объекты. Что такое туристический код, мы решили спросить у Леонида Бойничева из Самары, его компания занимается благоустройством более 10 лет.
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «Это является каким-то финишным слоем, завершающим. Он подчеркивает все благоустройство, идентичность и уникальность города. Служит для привлечения туристов».
По словам специалиста, обычно объекты туристического кода размещают в историческом центре.
Самая популярная туристическая локация в городе - памятник Салавату Юлаеву. На смотровой площадке мы видим один из объектов, установленных в рамках программы туристического кода. Это бинокль. Еще 4 таких установлены в центре Уфы. По данным портала Госзакупок, стоимость каждого почти 400 тысяч.
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «Это наполняет туристический маршрут. Понятное дело, что не сами бинокли привлекают туристов, но они дают общую привлекательность городу. У туристов появляется некий интерактив».
Мы посмотрели на памятник Салавату Юлаеву, оценили стереоскопы/бинокли и смотровую площадку, но не знаем, куда идти дальше. Добраться до интересной локации мне поможет не условный «ДубльГИС», а новая навигация, разработанная специально для туристов.
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «Туристическая навигация это не то, что мы видели ранее. Понятно, что какой-то маршрут можно проложить по Яндекс-картам, по "ДубльГИС". А вот заметить и не пройти мимо каких-то знаковых мест, допустим. Направо 100 метров и увидите историческое здание, где жил кто-то. Она придаёт городу интерактивность, для того чтобы люди могли качественно провести свой отдых. Это прежде всего о новых местах, а не о месте расположения. Хорошая туристическая навигация наполнена смыслом».
В прошлом году открыли памятник генералу Шаймуратову на Советской Площади. Мало кто обращает внимание на здание из стекла за скульптурой, а здесь, между прочим, располагается один из важнейших объектов туристического кода - Информационный центр.
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «Часто спрашивают это на улицах: "Что у вас можно посмотреть? Куда сходить?" Именно на эти вопросы ответят эти туристско-информационные центры».
Поискать пришлось не только туристическую навигацию. Одна из самых сложных тем - это общественные туалеты, а точнее их отсутствие. Эту проблему обещали решить за счет средств, выделенных на туристический код. Мэрия заложила на эти нужды более 21 миллиона рублей.
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «В современных туалетах - самое главное, чтобы они были антивандальными, надежными, чтобы их работоспособность не прерывалась. Много практики по стране, когда туалеты ставят, а они просто закрыты. Есть понимание, что в каждой локации, которая создана для того, чтоб привлекать внимание людей, должен быть туалет, пешеходные трафики, места скопления людей и так далее».
А вот АРТ-объекты установить успели. Мы насчитали больше 10 новых, они расположены в разных частях города. Особенно много их на городской набережной.
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «Во многих исторических городах нужны какие-то достопримечательности, точки притяжения. Которыми люди будут гордиться, которые на любой фотографии будут делать ваш город узнаваемым. Чтобы на любой фотографии, люди смотрели и говорили,: “ Да, это Уфа. Я там был"».
Леонид Бойничев, директор ООО "БЕРСО": «Идея хорошая, понятно, что она не круглогодичная. Солнечных, теплых дней в году очень мало. Но место само по себе интересное. В нашем городе такая же практика, на набережной идут фильмы. На самом деле это колоритно, но делать ли это в рамках туристического кода - это вопрос».
По словам нашего собеседника, невозможно сделать идеальный во всех отношениях проект. Какие-то недостатки будут заметны спустя год или два, после эксплуатации горожанами и гостями Уфы. И уже тогда начнется работа над ошибками.