Большие автобусы, новые трамваи и контракты. Министр о будущем транспорта в Уфе
Больше четырёх лет назад в Башкирии стартовала транспортная реформа. Радий Хабиров тогда сказал, что Уфа больше не Техас, а городской рынок перевозок должен изменится. Сначала у пассажиров появилась транспортная карта «Алга», которую со скрипом принимали частные перевозчики. Потом — умные остановки. А в декабре 2021 года из города исчезли старые ПАЗы. Им на смену пришли новые автобусы разных размеров и марок.
Так закончился первый этап транспортной реформы. В конце 2022 года премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров объявил, что начинается следующий. UTV встретился с министром транспорта и дорожного хозяйства Александром Клебановым, который занял должность в начале декабря прошлого года, чтобы узнать, что ждет жителей Уфы и Башкирии.
Александр Клебанов, министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ: «Транспортная реформа, наверно, приведёт нас в итоге к тому, что мы уйдём от малого класса в городе. Как минимум на магистральных маршрутах чётко и по расписанию будут ездить автобусы большого класса. Не так, как сейчас их по семь штук на остановке. А по расписанию».
Помочь в этом, рассказал министр, должны брутто-контракты. По ним вся выручка будет идти в бюджет, из которого, согласно контракту, будут платить перевозчикам.
Александр Клебанов, министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ: «Там прописаны чёткие требования выполнения работы. Перевозчик будет получать деньги за километры, которые он проехал вовремя, на чистой машине. За опоздание — штраф. Уехал с остановки раньше времени — штраф. Грязная машина — штраф. Не выполнил условия — не получил деньги за весь контракт».
Следить за соблюдением всех условий должен будет муниципалитет. При этом отказаться от маленьких автобусов окончательно не получится. Они будут курсировать по узким улицам. Кроме автобусов в Башкирии, как было сказано во время последнего оперативного совещания в правительстве, закупят и новые трамваи. Поэтому разорванные трамвайные системы Уфы снова планируют соединить рельсами.
Александр Клебанов, министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ: «Нужно думать, как правильно сделать соединение севера и юга. И если Радий Фаритович даст старт работам в этом году, то за 2-3 года они будут выполнены».
Ещё автобусы малой вместимости начнут перекидывать на маршруты, откуда поступает больше всего жалоб или в другие города республики. Отдельным пунктом второго этапа транспортной реформы стало внедрение интеллектуальных систем, которые будут следить за дорогами.
Александр Клебанов, министерство транспорта и дорожного хозяйства РБ: «Опережая события, интеллектуальная система будет включать какой-то светофор раньше, а какой-то позже. Таким образом она будет растаскивать пробки. Это система, которая будет следить и за тем, как выехал автобус и какой перекрёсток загружен. Ведь образуется пробка за две минуты, а рассасывается за полтора часа».
В июле 2022 года РБК Уфа сообщал, что внедрением интеллектуальной системы будет заниматься московское научно-производственное объединение «Интеллектуальные технические системы». Похожую задумку уже тестируют на перекрёстке проспекта Октября и ул. 50 лет СССР. Заказ должен быть выполнен до 2024 года чуть больше чем за один миллиард рублей. При этом весь комплекс изменений, сообщал премьер-министр, будет стоить больше. Сроки реализации второго этапа транспортной реформы пока неизвестны.