Борьба за велоправа: почему оренбуржцам нужна велоинфраструктура?
В период пандемии оренбуржцы предпочли автобусам и автомобилям - велосипед. Активизировались и курьеры, использующие двухколесный транспорт, ведь горожане стали больше заказывать доставку на дом. Однако велолюбители столкнулись с рядом проблем: отсутствием инфраструктуры, высокими бордюрами и даже конфликтами с пешеходами и автомобилистами.
Дмитрий Хижников, велосипедист: “Ездим по крайней правой полосе. Там обычно ливневки, которые мешают, бывает, что ливневок нет, зато есть ямы и дыры. В основном все ездят по тротуару, что создает проблемы для пешеходов.”
Елена Продиус, жительница Оренбурга: “Тротуары у нас обычно зигзагообразная конструкция: то запрыгиваешь на бордюр, то спрыгиваешь с него. На дороге есть ямы, люки и прочие препятствия, объезжая которые, ты заезжаешь слишком далеко.”
Дмитрий Брылев, велосипедист: “Если город не способен сделать велоразметку, то можно сделать это в зеленой зоне.”
Людмила Пахомова, велосипедист: “В Ростошах есть велодорожки, но ездить невозможно. На них постоянно припаркованы машины.”
Под велоинфраструктурой понимается не только наличие велодорожек, но и основных веломаршрутов, сети прокатов и парковок. Урбанисты заявляют, что Оренбург как нельзя подходит для велосипедизации, так как здесь ровная местность.
Виктор Богданов, активист, автор телеграм-канала об архитектуре и урбанистике: “В Оренбурге ширина полосы 3,75 метров, в Европе - 3,25. Можно полметра оставить на улицах Чкалова, Гагарина, Терешковой для велодорожки, где безопасно передвигались бы велосипедисты. Бюджету города это ничего не будет стоить, как временный вариант можно нанести разметку краской. А уже потом сделать их изолированными.”
Развитие велоинфраструктуры поможет решить различные городские проблемы. Велосипеды не загрязняют воздух, экономят деньги и время. Кроме этого, сокращается количество автомобилей и решается проблема заторов на дороге.
Велосипед - это полноценное средство передвижения, а не только хобби. Поэтому и необходимо перестроить городскую инфраструктуру так, чтобы она была удобна для велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. Это успешно реализовано не только в европейских, но и российских городах. Примером может служить Альметьевск, велосипедную инфраструктуру для которого планировало датское бюро. К 2020 в городе насчитывается около 200 километров связанных веломаршрутов. В других городах же буксует не только велосипедизация, но и благоустройство дорог.
Елена Продиус, жительница Оренбурга: “Много спусков, съездов. Остался высокий порог, который надо преодолевать. Пешеходу перешагнуть бордюр запросто. Начинаешь понимать, если ты с коляской или ты в коляске.”
Сейчас велодорожки в Оренбурге есть на набережной, в Ростошах, покататься можно и в парках и лесопосадках города. Отмечу, что дорожка появится и на месте снесенных домов на Гагарина. Однако сами велосипедисты утверждают, что этого недостаточно. К тому же, велодорожки, которые есть в степной столице, больше подойдут детям.
Нередко велолюбители становятся участниками ДТП. Так, в мае этого года погиб сын политологов Солодких. Отмечу, что статистики ДТП с велосипедистами в Оренбуржье в открытых источниках нет. Наша редакция обратилась за комментарием в ГИБДД, однако данные в госавтоинспекции смогут предоставить лишь на следующей неделе.
Мы решили проанализировать количество аварий в соседних регионах. За 2019 год в Самарской области в авариях пострадали 30 велосипедистов. За аналогичный период в Башкортостане погиб 1 велолюбитель и пострадали ещё 36. В 2019 году в Татарстане в результате ДТП умерло двое человек, получили травмы 50 велолюбителей. Эти данные приводит проект “Карта ДТП”.
Велолюбители ждут, когда Оренбург станет комфортным для двухколесного транспорта, с 2012 года. В пресс-службе городской администрации нам сообщили, что пока в Оренбурге велодорожек не будет, несмотря на реконструкцию многих улиц города. Дать развернутый комментарий в мэрии отказались. Урбанисты и активисты считают, что для развития инфраструктуры потребуется ещё пять-семь лет. А пока оренбуржцы проигрывают в борьбе за свои велоправа.