Бюрократия и подход к детям. Кто он - учитель будущего поколения?
- Дети приходят в школу, и они не должны видеть одного и того же человека с разными лицами. Они должны видеть людей, которые могут дать им разный опыт.
- Но это большая ответственность. Многие на практике видят эту ответственность и потом начинают её бояться.
- Учитель может показывать, что можно получать знания разными способами. Но главное - не сидеть на месте и развиваться.
Башкирский педагогический университет собрал 30 лучших молодых школьных педагогов из 25 вузов страны. Они приняли участие в формум-конкурсе «Учитель будущего поколения России».
Сергей Переверзев, директор технопарка БГПУ им. М. Акмуллы, организатор конкурса: «Первый этап был внутривузовским. Второй этап реализуется уже здесь. Лучшие из лучших, которые прошли отбор, приехали в Акмуллинский университет. Первый этап связан с тем, как студенты умеют сегодня составлять и защищать социальные проекты, видеть проблемы и решать их. Второе — это разговоры о важном — как выйти на диалог с детьми. Как сделать так, чтобы у учеников были культура и развитие личности».
Наша съёмочная группа встретилась с некоторыми из финалистов — молодыми учителями истории, биологии и математики. В 2019 году бывший министр просвещения Ольга Васильева заявила, что только 30% студентов педвузов остаются в школах. Мы спросили, почему многим приходится отказаться от профессии.
Ирина Ефремова, студентка ШГПУ (г. Шадринск), учитель истории и обществознания: «Возможно, что тут два варианта. Они могли изначально выбрать неверный путь. И это нормально! Если не получается, то нужно пробовать что-то другое. Есть другой вариант. Бывает, что первые трудности, с которыми ты сталкиваешься на работе, снова заставляют тебя задуматься о правильности пути».
Данил Бобров, студент БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа), учитель математики: «У всей этой системы образовательной есть моменты, с которыми я сам не согласен. Например, тот же самый большой объём работы с документацией. Она действительно существует и об этом все говорят. Она никуда не уходит и молодые специалисты тоже с ней сталкиваются».
Согласно словам нынешнего министра просвещения Сергея Кравцова, средний возраст учителей — 45-47 лет. Молодых специалистов не устраивает размер зарплаты. А некоторых отпугивают дети, которые не всегда покладисты и прилежны.
Марина Иовенко, студентка ОмГПУ (г. Омск): «Даже ребёнок, который говорит: "Я ничего не знаю и мне ничего не нужно", на самом деле, я поняла это на своей практике, всё знает. Просто нужно у него это как-то иначе спросить. И он даст ответ. И правильный. Это радует».
Данил Бобров, студент БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа), учитель математики: «Сейчас больше информации. Дети получают её в больших объемах и проще, чем это было раньше. От этого дети шебутные. Поэтому приходится читать больше, больше готовиться к тому, как ты с ними будешь работать. Сейчас идёт такая парадигма, что учитель — наставник и друг. И вы на равных. Но границы должны быть. Не те, которые были раньше. Эти рамки мы раздвигаем».
Получается, что информацию современные дети хорошо ищут и без учителя. Тогда какую роль он играет в их жизни?
Ирина Ефремова, студентка ШГПУ (г. Шадринск), учитель истории и обществознания: «Учитель остаётся источником информации, которая нужна для человеческого взаимодействия. Учитель может передать опыт».
Марина Иовенко, студентка ОмГПУ (г. Омск): «Учитель сейчас старается помогать и стать другом, чтобы ученикам хотелось приходить к нему на уроки».
Данил Бобров, студент БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа), учитель математики: «Сейчас больше дружбы, взаимоуважения и взаимопонимания. Происходить это должно не в одностороннем порядке. Нужно быть честным и перед собой, и перед детьми. Если ты заражаешь этой честностью, то дети начинают учиться. И даже самые неуспевающие начинают пытаться что-то да делать».
Завершился конкурс 17 мая торжественной церемонией. Каждый из финалистов конкурса получил денежный приз. Самую большую награду — 50 000 рублей — получил студент из Тульского государственного педагогического университета.