Чем театр отличается от кино? В уфимский ТЮЗ приехал критик из Москвы
Алексей Гончаренко, театральный критик: «Это анализ, прежде всего. Попытка разобраться, как устроено это произведение искусства и как его улучшить, если там есть какие-то проблемы».
Профессия критика для многих людей окутана множеством предрассудков. Одни думают, что их работа заключается в унижении людей, а другие считают, что они просто не могут создать что-то сами. Но это не так. Театральный критик Алексей Гончаренко приезжает в гости в уфимский ТЮЗ не первый раз, и каждый визит заканчивается открытием.
Алексей Гончаренко, театральный критик: «Есть разные критики: кинокритики, ресторанные критики. А театральные критики ходят на спектакли, ходят на спектакли в больших количествах, а потом их анализируют. Это полезно театру: после просмотра спектакля мы будем разговаривать. У нас такой диалог, зеркало. Чтобы узнать контекст, фидбэк, что происходит».
В прошлый раз Алексей был в уфимском Театре юного зрителя пять лет назад. В этот раз он сюда приехал по программе «Театральные критики в регионы России» от Союза театральных деятелей. Спустя время он утверждает: конечно, театр изменился, и дело не только в том, что коллективу ТЮЗа всего десять лет.
Алексей Гончаренко, театральный критик: «Тогда мысли были одни, а театр — сиюминутное искусство. Сегодня спектакль пройдёт хорошо, завтра — плохо. Это не спектакль плохой, это показ неудачный, что-то пошло не так. Важно критику это увидеть. Театр — дело живое, это в кино по 5-10 дублей. Спектакли тогда были хорошие, что и позволило снова приехать».
Но театр меняется в лучшую сторону не сам по себе. На это нацелены все, кто здесь служит: несколько человек из труппы только недавно вернулись с фестиваля «Киеда» в Калмыкии. Там не было номинаций и награждения — театралы со всей России приехали, чтобы поделиться опытом и посмотреть спектакли друг друга.
Арслан Зубайдуллин, директор уфимского Театра юного зрителя: «Достаточно таким интересным опытом мы друг с другом поделились, приехали просто полными впечатлений, полными эмоций. Киеда — это национальный калмыцкий герой, такой дедушка, который путешествует и знает 7 777 777 сказок. Такой достаточно хитрый и луковый старичок, который своими сказками радует детишек в трудных ситуациях, а также с помощью этих сказок из этих ситуаций выходит сухим из воды».
Люди из театральной сферы замечают, что именно в Театрах юного зрителя происходит больше всего открытий. На это обращают внимание и критики. Алексей говорит, что при просмотре спектаклей важно сохранять баланс между взрослым человеком и внутренним ребёнком.
Алексей Гончаренко, театральный критик: «Очень много лабораторий и читок проходят в ТЮЗах. Спектакль "Всем кого касается" тоже родился из читки и лаборатории конкурса "Маленькая ремарка". Очень важно, что ТЮЗы работают с аудиторией, которая хочет нового. Иногда зрители даже не знают, что такое театр, как он работает, но они хотят понять это. ТЮЗы часто привносят свою литературу, свою музыку. И поэтому тут надо соответствовать, быть в курсе, что интересует зрителя».
Одна из постановок, которую смотрит критик — это спектакль «Всем кого касается» по пьесе Даны Сидерос. История о двух братьях, которые попали в новую школу и столкнулись с трудностями в общении, приходится по вкусу и подросткам, и взрослым. Как герои произведения пытаются найти общий язык, так и актёры выстраивают диалог со зрителем. И, вопреки стереотипам, на игру артистов никак не влияет, есть ли в зале критик.
Полина Шабаева, актриса и режиссёр уфимского Театра юного зрителя: «В данном случае польза не только для артистов, но и для театра в целом. Критики — это друзья, которые помогают развиваться в театральном мире. Они тебя направляют, оберегают, хотя иногда им приходится быть откровенными и резкими».
Спектаклей для подростков на сценах театров ещё меньше, чем спектаклей для детей. Но здесь Театр юного зрителя следует формуле «не поучать, а научить». И Алексей оценивает не только игру, постановку и технические детали, но и наличие того самого понимания зрителей-подростков.
Алексей Гончаренко, театральный критик: «Срабатывает ещё такой момент театральной действительности, сценической реальности, которую тебе предлагает театр. Зритель, который оказывается в этом пространстве, может увидеть себя. Это не зверюшки, не классические герои или персонажи Шекспира, это современные люди, похожие на тех, кто сидит в зале. Это важный этап — соотношение с ними и нахождение решений каких-то возможных проблем, которые здесь есть».
После этого спектакля, как и в случае с некоторыми другими постановками, следует обсуждение со зрителями. Многим ребятам, которые просмотрели театральное действие, бывает не с кем его обсудить и вынести наиболее важные жизненные уроки.
Полина Шабаева, актриса и режиссёр уфимского Театра юного зрителя: «Особенность этого спектакля — это продолжение с обсуждением. Нам нужна обратная связь, зрителю она тоже нужна. Здесь мы вступаем в диалог, обмениваемся вопросами. Как я называю, мы можем размять впечатление после просмотра».
Есть вещи, которые подростки могут понять только после просмотра. К ним относится и то, почему ребятам понравился тот или иной персонаж. И в этом, и в других спектаклях для театральной труппы наиболее важно сделать постановку такой, чтобы любой человек смог соотнести себя с кем-то из героев и, возможно, ответить на значимые для себя вопросы.