Что будет с рекламным бизнесом в Башкирии? Бизнесмены и власти против нового федерального закона
— Они поставят новый шикарный инвентарь и просто подождут, пока мы сами уйдём. А потом подберут эти крохи и ещё раз нас используют.
Защита от кибератак и хулиганства, контроль над частными объявлениями и масса вопросов в антимонопольной сфере — предприниматели и представители власти встретились, чтобы обсудить поправки в Федеральный закон о рекламе. В Госдуме над ним начали работать в середине июля. То, что сейчас представляет из себя документ, не устраивает ни бизнесменов, ни госслужащих. Обсуждение получилось жарким, но и предприниматели, и власти были на одной стороне.
— Можно сразу написать, что мы не согласны с этим, а уже потом свои поправки предложить. Пока непонятно, как всё это оформить.
Изменения в уже существующий закон предложил депутат Госдумы Артём Кирьянов. По его задумке, все размещаемые объявления должен контролировать единый оператор рекламных конструкций. При этом он получит исключительные монопольные полномочия в области наружной рекламы. С критикой этого законопроекта уже выступала Федеральная антимонопольная служба, но, несмотря на это, его уже рассматривают во втором чтении.
Максим Ульчев, руководитель Агентства по печати и СМИ РБ: «Мы понимаем, что здесь, по большому счёту, ущемляются права и муниципальной власти, и региональной власти. Мы предлагаем от этого как-то воздержаться».
Единый оператор рекламных конструкций может не участвовать в торгах, не следовать общим правилам по размещению объявлений на объектах культурного наследия и не соблюдать требования ГОСТа. По мнению предпринимателей, такая свобода может навредить как бизнесу, так и облику города. Если единый оператор не обязан согласовывать места, где расположат рекламные щиты, то объявления могут загородить местные достопримечательности.
Сергей Концевич, директор ООО «Оптимедиа»: «Всегда, с момента зарождения этой отрасли, было запрещено ставить рекламные конструкции на объектах культурного наследия. Потому что это нонсенс. Представим такую ситуацию, когда конструкция устанавливается прям рядом со зданием Курултая. Как это будет выглядеть? Это абсолютный нонсенс. Но это будет вполне возможно».
Среди минусов отметили и денежные вопросы. Один из них — размещение абсолютно любых объявлений через одного оператора на платной основе. Бизнесмены понимают, что теперь так размещать придётся любую рекламную и социальную информацию, даже на собственных конструкциях. Но и здесь есть вероятность получить отказ.
Сергей Концевич, директор ООО «Оптимедиа»: «Оператор всегда может отказать без указания на то причин, у него на это есть полное право. Ещё интересный пункт — обязательное содействие органов местного самоуправления в технологическом оснащении единого оператора. Представьте: он захотел поставить рекламную конструкцию на участке, где нет возможности подведения электроэнергии. Муниципалитет будет обязан оказать ему содействие. Напомним, сейчас все операторы делают это за свой счёт».
Изначально документ связали с внешнеполитической обстановкой и подали под соусом защиты цифровой рекламы от кибератак и размещения недостоверной информации. По мнению Госдумы, единым оператором может быть только лицо, неподконтрольное иностранному влиянию, а всех спасет контроль от лица единой организации. Такую безопасность могут поддержать камеры видеонаблюдения и специальное программное обеспечение. К этим идеям добавились и новые мысли, которые помогут упростить непонятную для большинства схему.
— Я предлагаю рассмотреть создание единого оператора на основе региональной саморегулирующейся организации. Собрать наших коллег, чтобы у нас было программное обеспечение, чтобы деньги оставались в республике, и мы сами могли регулировать эту рекламу. Также мы можем какую-то социалку размещать, смотреть, какая подходит, какая не подходит. Можно ещё ФАС к этому подключить, чтобы вызывающих объявлений не было.
По мнению собравшихся, с самим фактом изменений придётся только смириться. За одну встречу разработать цельный план не удалось, а предложить свои варианты поправок власти и предприниматели могут до 9 сентября. Какие изменения останутся в финальной версии закона и насколько сильно они ударят по рекламному бизнесу — пока неизвестно.