Цветовые пятна и порванные холсты: в галерее «Мирас» открылась новая выставка «Земля и небо»
У галереи «Мирас» и художественного объединения «Чингисхан» длинная совместная история. Многие ценители искусства даже ставят между галереей и объединением знак равенства. Сегодняшняя экспозиция также совместная: на стенах галереи соседствуют картины живописца Мидата Мухаметова и графика Рафаэля Муратшина. Название выставки противопоставляет и объединяет их одновременно - «Земля и небо».
Ольга Рамазанова, арт-директор галереи «Мирас»: «Этих двух авторов мы давно мечтали выставить на нашей площадке, в общем, это, наверное, их первая выставка в таком составе. Они хорошо друг другу подходят, их хорошо рассматривать, они дополняют друг друга. Название выставки "Земля и небо" — это как лёд и пламень, как вода и воздух, например. Здесь очень много метафор можно подобрать. Они действительно дополняют друг друга и смотрятся чем-то единым».
Зритель сам выбирает, какой смысл названия ему ближе — единство или противопоставление. Для любого человека, который видит картины Мидата, работы несут свой особый смысл, но эмоция, как правило, читается сразу. Яркая картина заставляет ощущать радость, а полотно, выполненное в тёмных тонах — тревогу и сомнение. Мидат прошёл долгий путь от реализма к абстракции, и теперь он считает, что наконец-то нашёл себя.
Мидат Мухаметов, художник: «Как работы повесил — они начинают работать, начинают сами за себя отвечать и с соседними работами спорить. Ну как спорить — это же вопрос, кто сильнее: кто ты, кто они — и начинается. Картины сами работают и показывают тебе. Ты сидишь там, а они здесь за тебя работают. Что интересно — сравниваешь себя. Как выставку посмотрел — ты знаешь свой уровень».
В 2007 году Мидата пригласили иллюстрировать стихотворения Габдуллы Тукая. Для художника большое значение имеет музыка, его вдохновляют мелодии. Поэтому Мидат начал работу над иллюстрированием песен на стихи Тукая. Он рассказал нам о картине, над которой работал около года. Основой для полотна «Зиляйлюк» также стала песня.
Мидат Мухаметов, художник: «Эта драма, которую испытывал Тукай — это изнасилование татарской женщины. Это тяжёлая песня, боль, во-первых, обиженной девушки, и он проклинает татарских баев. Её надо как песню написать, не только драму, ужасы какие-то, не будешь всё перечислять. Это очень сложная работа, как компьютер всё в голове проходит, от и до нужно всё пропустить. Это жизнь такая, не только сладости. Красота — не только сладость, красивые цвета. Это ещё и правда жизни, такая драма».
Оба автора причисляют себя к такому направлению, как Ташизм — течение абстракционизма, которое представляет собой живопись пятнами. Они не воссоздают реальные образы, а выражают мгновенную эмоцию художника через пятно краски или прорези на холсте. График Рафаэль Муратшин не смог прийти на открытие выставки, но даже невозможность поговорить с художником не помешала зрителям открыться для его картин.
Ринат Минибаев, художник: «Он же ищет какое-то пространство, вот видите, с этими работами, где наслоение текстур и прорезана плоскость. Здесь Рафаэль по-своему, деликатно надрезает калечку».
Удивительное сочетание таких разных работ зрители подчёркивали не единожды. На любой совместной выставке картины начинают играть по-новому, общаться друг с другом и открываться с новой, неожиданной, стороны.
Артур Алимгузин, художник: «Я видел, как работает Мидат в мастерской, и это просто мощь и энергия, которая идёт от картины и от процесса. Здесь это ощущается. И по масштабу работа, картина, которая меня захватывает. То же самое могу сказать про Рафаэля. Рафаэль - он такой… Логика, холодный расчёт, но в то же время он очень тонкий художник, глубокий внутренний мир, который он пытается передать в своих работах, и у него это получается».
Выставка «Земля и небо» в галерее Мирас будет работать до 25 апреля. Впереди целый месяц, чтобы публика смогла оценить и почувствовать каждую работу без посредников и лишних объяснений и получить то, чего ждут все — шанс чувствовать чувства.