Для уфимских магазинов новые правила продажи молочных продуктов оказались полной неожиданностью
Гульнур Кульсарина, координатор проекта "Народный контроль" по Республике Башкортостан: "Молочная продукция должна храниться на отдельных полках: натуральная продукция — отдельно, продукция с растительным маслом — на отдельной полке. У вас этого не сделано".
С 1 июля в России изменились правила продажи молочных продуктов. С этого момента молоко и производная от него продукця, не содержащие в своем составе заменитель молочного жира, должны стоять на отдельной полке. При этом покупатель должен невооруженным глазом видеть, где натуральные товары, а где — нет. Но руководство этого магазина оказалось не в курсе новых правил.
Светлана Хаертдинова, директор магазина: "Нам должно прийти информационное письмо, скорее всего. Мы будем уже делить. У нас есть своя планограмма, как продукция будет делиться".
На каждом ценнике перед названием товара лишь указаны 4 буквы: "СЗМЖ" — с заменителем молочных жиров и "БЗМЖ" — без заменителя молочных жиров. Однако этого оказалось недостаточно.
Гульнур Кульсарина, координатор проекта "Народный контроль" по Республике Башкортостан: "Или маркировка должны быть другого цвета, или отдельные полки, чтобы народ не путал, где у нас натуральная продукция, где у нас продукция с добавлением растительных масел. Мы зашли посмотреть, как выполняются требования, а завтра придут уже придут наказывать надзорные органы".
В Уфе "Народный контроль" отправился в рейд проверить, как работают сетевые магазины по новым правилам. Документ, уточняющий порядок продажи молочных продуктов, подписали ещё в конце января. У ритейлеров было 5 месяцев, чтобы подготовиться. Но отведённым временем не воспользовался и этот супермаркет.
Гульнур Кульсарина, координатор проекта "Народный контроль" по Республике Башкортостан: "Это уже второй магазин. Но, к сожалению, по регламенту не расставлена продукция. Всё вместе".
Директор магазина сначала пояснил, что выполнит все требования нового регламента, но после того, как получит указание от вышестоящего руководства. Но затем всё же пообещал незамедлительно принять меры.
Динар Хасбиев, директор магазина: "Мы всё переделаем".
Гульнур Кульсарина, координатор проекта "Народный контроль" по Республике Башкортостан: "Вроде бы сеть большая сеть "Пятёрочка" по республике. Но это не порядок".
Новые требования распространяются на все торговые точки, будь то большой супермаркет, маленький магазин или уличный холодильник с мороженым. Ожидается, что эти правила позволят производителям натуральной продукции привлечь внимание потребителей, а покупатели, в свою очередь, будут знать, что они приобретают.
Алексей Прокофьев, председатель общественного совета проекта "Народный контроль": "Не все могут понять: "молоко восстановленное", "масло сливочное", "закваска". Например, что такое категории А и Б, не все могут понять. А когда будет вывеска, то будет понятно что продукция натуральная или с заменителем".
Гульнур Кульсарина, координатор проекта "Народный контроль" по Республике Башкортостан: "У нас же много пенсионеров, которые, в основном, на сроки. Они берут продукт и смотрят: "Ага, сегодняшний! Свежий продукт". На содержание не смотрят. Иногда смотрят на цену, чтобы было подешевле".
"Народный контроль" прошёлся по нескольким сетевым магазинам. Но ни в одном из них регламент выкладки товаров не соблюдался. Некоторые супермаркеты принялись устранять нарушения сразу, другие стали убеждать, что работают по новым правилам. Даже разместили специальные указатели. Но на полке с якобы натуральной продукцией, общественники нашли товары с консервантами.
Рейд завершился не в пользу ритейлеров. Как отмечают участник проекта "Народный контроль", их цель - предупредить, а не привлечь к административный ответственности. Через несколько дней общественники вновь пройдутся по этим же магазинам. Если нарушения всё-таки не будут устранены, то руководителям торговых точек придётся иметь дело с контролирующими госорганами.