Духи “Салават Юлаев”, стёка и варсь. В Уфе искали формулу идеального туристического сувенира
Надежда Матвеева, участница VI Всероссийского конкурса «Туристический сувенир»: «Аромат «Салават Юлаев». Идёт бергамот, ананас и тиковое дерево».
Смесь этих ароматов, по мнению Надежды, вполне может передать запах национального героя. А «Башкирское золото» пахнет не металлом, а смесью душистых трав. На всероссийский конкурс «Туристический сувенир» женщина привезла запахи конкретных городов республики, районов и даже улиц.
Надежда Матвеева, участница VI Всероссийского конкурса «Туристический сувенир»: «Это этнопарфюмерия. Эти духи идут с легендой о нашем Башкортостане. Вот, например, «Золото Башкортостана». Это аромат унисекс».
Конкурс проводится уже в шестой раз. 4 марта в конгресс-холл «Торатау» со всей страны съехались народные мастера туристического промысла, чтобы поделиться опытом с коллегами, почерпнуть новых идей и поймать вдохновение.
Геннадий Шаталов, основатель Всероссийского конкурса «Туристический сувенир»: «Шесть лет назад я придумал конкурс «Туристический сувенир». Потому что в регионах было очень много классной туристической продукции. Но все эти изделия были не готовы к транспортировке. Или не всегда они вызывали у покупателя ассоциации с тем местом, куда они приехали. И поэтому они не всегда были готовы его купить».
Но есть у конкурса и более высокая цель. Сегодня людям стало мало магнитов с низкокачественной фотографией в качестве сувениров. Поэтому одна из главных задач - найти уникальную формулу подарка.
Геннадий Шаталов, основатель Всероссийского конкурса «Туристический сувенир»: «Сейчас туриста всё больше и больше интересует аутентичность, эмоциональная и смысловая привязка сувенира к конкретной территории. Он должен вызывать чёткую ассоциацию спустя некоторое время после возвращения из путешествия с тем местом, где человек был и где он это приобретал».
Не менее важна и уникальная история, которая стоит за каждым изделием. Чтобы найти такую, Элеонора Решетникова не один день провела в вяземских архивах. В итоге родилась идея для сувенира, который было принято называть устаревшим, но забавным словом «стёка».
Элеонора Решетникова, участница VI Всероссийского конкурса «Туристический сувенир»: «Стёка! Слово солнечное и блестящее! Так в ХVII веке в пределах вяземского уезда Смоленской области называлось производство стекла. Оказалось, что если взять кусочки стекла, под руководством мастера сделать вот такую форму и запечь в печи, то можно получить уникальный сувенир. Два одинаковых сделать невозможно. Я слово сама нашла в архивах. Мастеру предложила назвать «вяземская стёка». Он сказал, что некрасиво звучит. Но через две недели позвонил и сказал, что в этом слове прямо солнечные лучи играют и слышится звон стекла».
Другой подход к сувениру - это его яркое и запоминающееся создание. Так, участники конкурса из Удмуртии процесс приготовления традиционного напитка "варсь" превратили в зрелищный ритуал.
«Всего процесс приготовления занимает две недели. Рожь сначала замачивается, и мы её оставляем, чтобы она проросла. Потом это зерно мы перемалываем в муку. В чугунок крест на крест закладывается лучина. Сверху закладываем солому - она служит фильтром. Поверх соломы делаем замес из муки. Заливаем водой и ставим в русскую, хорошо протопленную, печь».
Но сувенир это не только приятные воспоминания о путешествиях. По мнению специалистов в области туризма - это полноценный инструмент для продвижения туризма в любом регионе.
Рина Гринберг, эксперт в сфере туризма, общественный деятель: «На самом деле сувенир - это огромный инструмент для продвижения территории, события, регионов и маршрутов. Поэтому невероятно важно, чтобы сувенир был запоминающимся. Чтобы ты его купил и уже не отпустил. Какой-нибудь классный сувенир будет для нас бесконечно долгим напоминанием о каком-то месте и будет у других вызывать вопросы об этом месте. У туристического сувенира есть чёткие законы жанра - в нём должна быть информация о том, откуда он, сувенир должен удерживать внимание, он должен быть функциональным и удобным для перевозки».
Конкурс завершится 5 марта. Тогда же будут определены его победители. Но, как отмечает основатель слёта производителей туристических товаров, главная задача - это не раздача призов, а создание и совершенствование тех продуктов, которые будут продаваться во всех регионах страны.