Электробус в Уфе. Приживется ли новый транспорт в Башкирии?

11 февраля 2022
Съемочная группа UTV прокатилась на нём и узнала мнение жителей.

 

Эльнара Хасанова, корреспондент: «Вместит в себя 85 пассажиров, разгонится до 80 км/ч и двигается почти бесшумно. Сейчас я нахожусь в первом электробусе в Уфе. Он появился в городе еще 25 января для тестовых испытаний».

 

Кузов и шасси собираются на заводе «НЕФАЗ» в Нефтекамске, дочернем предприятии «КамАЗ». Оттуда, по словам представителя компании сервисного обслуживания, электробус и привезли в столицу Башкирии. Об этом договорились «КамАЗ» и Управление инфраструктурой транспорта города. Машина находится на балансе уфимской мэрии, а техническое обслуживание осуществляет троллейбусное депо №1. Стоит данная модель около 35 миллионов рублей.

 

Антон Сагдединов, представитель ООО «СЭТранс»: «Он вышел уже на маршрут. В данном случае он проходит тестовую эксплуатацию по маршруту №2. У нас была тестовая эксплуатация в городах Уфа и Белгород, где водители отмечали комфортабельность салона, плавность хода, быстрый разгон, и, конечно же, экологичность».

 

Достоинства электробуса уже оценила водительница троллейбусного депо Мунира Гаиткулова. Женщина работает за рулём уфимского городского транспорта с 1987 года.

 

Мунира Гаиткулова, водительница 1 класса троллейбусного депо №1: «Отличный, очень нравится. Хорошо и комфортабельно как для водителей, так и для пассажиров, красивый внешний вид — в общем, меня устраивает. Его плюсы в том, что по контактной сети не едем. Объезжать не приходится, в ДТП не попадаем не по своей вине, не стоим. Сугробы вот сейчас, на данный момент, мешают, так вот на нем объехал сугроб и уехал дальше».

 

На Коммунистической, 16 установили зарядное устройство. Электробус приходится заряжать от 10 до 24 минут, причем через каждый круг маршрута №2 — от улицы Аральская до Бульвара Славы.

 

Мунира Гаиткулова, водительница 1 класса троллейбусного депо №1: «40 км получается. Но вообще он рассчитан на 60 км. У нас пробки по городу, мы же по прямой не можем ехать и иногда приходится стоять в пробке. Еще сейчас зима, отапливается же, и энергия всё равно уходит, котел много берёт зарядки. Летом, наверное, не так часто будет заряжаться».

 

На случай сильных заморозков в электробусе предусмотрен дополнительный дизельный отопитель. В салоне есть кондиционер, USB для зарядки телефонов и звукоинформация остановок. Стоимость проезда наличными или банковской картой 22 рубля, 18 — по «Алге» и 10 рублей по карте школьника.

 

Гузель Мубарякова, кондуктор: «Сегодня первый день. Моё впечатление очень даже хорошее, нравится очень. Едет бесшумно, без тряски, в сравнении с троллейбусами не дёргается, ну и без запаха. В автобусах же обычно запах солярки».

 

Мы проехались по маршруту и решили узнать мнение пассажиров. Их, к слову, было немного.

 

« - Как Вам электробус? - Чисто, красиво, комфортно. - До этого слышали что-то про него? - Вообще нет, первый раз вижу, и маршрут новый, смотрю. Хотела бы, чтобы такой транспорт курсировал в Уфе».

 

«Очень рад, слов нет. Для Уфы это нечто. Я всегда люблю быстро проехать и вот как будто с моей лёгкой руки он подъехал. Вот и я еду быстро. Слов нет, в общем, я очень рад, хорошо, что у нас идут какие-то изменения. Поэтапно, как и говорил глава Радий Хабиров, что будем менять парк. Пусть такими шагами, но зато идём».

 

Несмотря на выраженные достоинства, такие как экологичность и комфортабельность, эксперты скептически относятся к электробусу. Урбанист Илья Варламов считает, что самой технологии еще предстоит доработка.

 

Илья Варламов, урбанист: «Если вы вобьете в поисковик слово «электробус», откроете раздел новостей, то вы сами всё поймёте. Российские чиновники уже который раз пытаются их запустить, но всё никак не получается. Обычно они просто ломаются или быстро разряжаются на самом первом заезде. Тем не менее электробусы - это мировой тренд, и в ближайшие годы их, вероятно, будет становиться всё больше и больше. Надо понимать, что проблемы с электробусами существуют не только в России, но даже в Европе и Китае, где сейчас ездят 99% всех существующих электробусов. Просто технология ещё недостаточно развита. Например, одна из проблем в том, что батарея нужной мощности слишком тяжёлая, но хотя бы вопрос с медленной зарядкой постепенно начинает решаться».

 

Электробус — это экологичная замена автобусам. Они могут служить дополнением к троллейбусу, но на тех маршрутах, где нет проводов.

 

Илья Варламов, урбанист: «Вообще, в идеале стоило бы поступить так: запустить на маршрутах, которые частично пролегают по дорогам с проводами, электробусы с возможностью подзарядки на ходу. Или те же самые троллейбусы, а автобусы уже заменять надежными электробусами с зарядкой в парке, и тогда будет хорошо».

 

Что касается электробуса в Уфе, то в эти выходные планируется продлить маршрут до Колхозного рынка. Тестировать его будут два месяца, а далее власти решат, закупать ли их в городской автопарк. Чиновники говорят, что учтут и мнение жителей.