Феминизм как надстройка по умолчанию. С какими проблемами сталкиваются женщины других рас?
Женщины и искусство, женщины и расовый опыт, женщины и дискуссии. На многих встречах, посвящённых теме феминизма, заново объясняются известные теоретические моменты. Но что, если взглянуть на активизм и творчество под другим углом?
Тансулпан Буракаева, соорганизаторка встречи «Феминизм. Идентичность. Деколонизация»: «Тут нет цели введения в какую-то матчасть феминизма, потому что мы считаем, точнее, я считаю, что феминизм — это уже такая надстройка, которая должна быть по умолчанию, для того чтобы работать дальше. На том этапе, когда мы будем постоянно объяснять, что феминизм — это хорошо, собственно, то, чем мы занимались все эти годы, мы никуда дальше не пойдем. То есть, это событие для тех, кто понимает, что феминизм нужен, понимает, что феминистское искусство — это очень интересно».
Идея встречи с воркшопами и другим взглядом на искусство начала зарождаться ещё весной. Тогда в Уфе в рамках Фембайрама прошла выставка «Феминистские транслокальности». Дальше последовала Арт-резиденция в Ишимбайском районе.
Вика Кравцова, активистка и исследовательница: «Мы ездили за город и жили там с командой художниц из разных городов России. Они были и с миграционным опытом, и из стран Центральной Азии, и вместе обменивались художественными практиками и думали над концепцией выставки, которую хотим сделать в Уфе через год примерно».
Но без теории и дискуссий всё равно не обойдётся ни одна творческая встреча. На воркшопе участницы разбирались, с какими проблемами ежедневно сталкиваются женщины с расовым опытом. Среди того, что может помешать художнице или любой активистке творить, оказались такие стереотипы, как постоянная позиция жертвы и насмешки над непривычными для слуха именами.
Нурия Фатыхова, основательница базы эксперток «She is an expert»: «Когда мы смотрим на то, что мы делаем и размышляем об идентичности, обнаружить в этом, возможно, какие-то конструкты, которые нам навязаны, которые мы считали в обществе. Или, напротив, понять, что наше личное — быть башкиркой, быть татаркой, быть ненкой. Это было пространство, где мы через доверие друг к другу могли рассказать о своей боли».
Об этом же рассказывают и работы, которые художницы представили публике: это не желание заново объяснить, зачем нужен феминизм, а рассказ о собственном творческом пути, который учитывает личный опыт каждой женщины.