Гильермо дель Торо и все его монстры
Гильермо дель Торо – продюсер, сценарист, профессиональный гик, гример и коллекционер, человек в студенчестве носивший прозвище «el negro», и один из трех самых важных мексиканских режиссеров прямо сейчас, наряду с Альфонсо Куароном и Алехандро Гонсалесом Иньяритту.
С раннего возраста этот уроженец Гвадалахары интересовался кино, и уже подростком стал обучаться созданию грима и спецэффектов у Дика Смита – создателя эффектов к фильму «Экзорцист». Будущий режиссер крайне преуспел в мастерстве гримера и позднее даже основал свою компанию по производству спецэффектов «Некропия», а также выступил одним из создателей кинофестиваля в Гвадалахаре. В 80-е он выпустил короткометражки «Дона Лопе» и «Геометрия», а также поработал над созданием сериала «Отмеченное время», где также участвовали режиссер Альфонсо Куарон и оператор Эммануэль Любецки.
Первый режиссерский успех пришел к дель Торо после выхода его полнометражного дебюта под названием «Хронос» - мрачной и запутанной истории об устройстве, дарующем бессмертие, фильм получил 9 наград от киноакадемии Мехико, и успешно прокатился по фестивалям, получив даже номинацию за лучший фильм на Московском кинофестивале. А еще в этой картине режиссер впервые поработал с актером Роном Перлманом, который впоследствии станет его своеобразным талисманом.
В 1997 происходит уже голливудский дебют Гильермо дель Торо с фильмом «Мутанты», недорогая фантастика о монструозных насекомых показала режиссера, как автора, обладающего своим собственным мрачным визуальным стилем, и подарила дальнейший пропуск в Голливуд.
Однако для производства своего третьего фильма режиссер вновь вернулся в Мексику и снял военную драму «Хребет дьявола», в этой картине он ловко соединил фирменный мистицизм и тему деспотичного политического режима, которая впоследствии станет одной из главных в его творчестве. Фильм получил отличные отзывы критиков, после чего режиссер получил второе голливудское предложение, снять продолжение супер-популярного фантастического боевика «Блэйд».
«Блэйд 2» от Гильермо дель Торо получился лучшим в серии, более страшным и концептуальным чем оригинал, и куда более динамичным и интересным, нежели унылая третья часть, чего только стоит раса супер-вампиров каннибалов во главе с пугающим Номаком.
Фильм хорошо показал себя в прокате, да и пресса в целом осталась довольна, и потому режиссер вскоре приступил к работе над другим кинокомиксом, которым стал «Хэллбой. Герой из пекла» - экранизация мрачных и невероятно талантливых комиксов Майка Миньолы.
За основу был взят сюжет под названием «Семя разрушения», а роль демона, в младенчестве попавшего на Землю, исполнил уже упомянутый сегодня Рон Перлман. И именно этот фильм укрепил за дель Торо позицию человека, который создает самых крутых кинематографических монстров, используя при этом минимум компьютерной графики.
После двух голливудских проектов режиссер вновь вернулся на Родину и снял, пожалуй, свой главный фильм, на долгие годы ставший его визитной карточкой – «Лабиринт Фавна». Картина стала логическим и идейным продолжением «Хребта дьявола», и в ней мы вновь увидели жестокую и реалистичную военную драму, сочетающуюся с невероятно изобретательным и уникальным волшебным миром Фавна, куда попадает главная героиня.
Фильм принес создателям массу премий, включая три технических «Оскара», а также две номинации для Гильермо дель Торо за лучший оригинальный сценарий, и как для режиссера лучшего фильма на иностранном языке. Именно после успеха «Лабиринта Фавна» о дель Торо совершенно уверенно будут говорить не только, как о талантливом визионере, но и как о человеке, которому одинаково хорошо удается, как коммерческое, так и авторское кино.
В 2008 году на экраны выходит продолжение «Хэллбоя», под названием «Золотая армия», для фильма была специально написана оригинальная история, которой не было в комиксах, а бестиарий мира Красного пополнили бессмертные эльфы, огромные тролли, растение-элементаль и та самая золотая армия.
Несмотря на отличные отзывы и высочайшее качество проделанной работы фильм очень средне показал себя в прокате, и потому третья часть Хэллбоя, которая, казалось бы, непременно должна выйти, так и не получила зеленый свет от продюсеров, и потому через год нас ждет фильм перезапуск от режиссера Нила Маршалла. И тут мы подошли к еще одной интересной теме – неснятые проекты Гильермо дель Торо.
Например, он должен был разработать сериал о невероятном Халке для киновселенной «Marvel», и фильм «Темная Лига Справедливости» для киновселенной «DC» , или снять крупнобюджетную экранизацию повести «Хребты безумия» Говарда Филиппса Лавкрафта, поклонником которого режиссер является всю жизнь, однако студия не дала 130 миллионов долларов на проект со взрослым рейтингом «R», и картину заморозили, также уже много лет в разработке находится «Франкенштейн» от дель Торо, но никакой конкретики нет, ладно хоть анимационный «Пиноккио» сдвинулся с мертвой точки и все же будет снят.
Наверное, самым большим и досадным примером неснятого фильма Гильермо дель Торо является «Хоббит», его наняли как режиссера и сценариста, и он должен был экранизировать повесть Толкина в двух частях, однако перед самым стартом съемок «Нежданного путешествия», мексиканец покинул режиссерское кресло, которое занял привычный для Средиземья Питер Джексон.
Официально он мотивировал свой уход, тем, что потратит на Хоббита слишком много лет, и потому не сможет реализовать другие свои проекты, ну а в чем были настоящие причины остается только догадываться, хотя в титрах он значится как сценарист всех частей саги, впоследствии ставшей трилогией.
Из-за долгой работы на «Хоббите» следующий режиссерский проект дель Торо вышел на экраны только в 2013-м году, и это был «Тихоокеанский рубеж» - картина воздающая дань уважения целому жанру японских фильмов о кайдзю – гигантских монстрах, которым противостоят люди, пилотирующие не менее гигантских роботов.
Фильм вышел крутым, изобретательным и зрелищным, став достойной альтернативой набившим оскомину «Трансформерам». Картина хорошо собрала в прокате, и дель Торо был готов снимать продолжение, однако из-за разногласий со студией и желания запустить другие проекты он покинул режиссерское кресло и остался в проекте только как продюсер и консультант, к слову картина выходит уже в марте этого года.
Далее режиссер экранизировал собственный книжный цикл, под названием «Штамм», написанный в соавторстве со сценаристом Чаком Хоганом. Авторы предложили оригинальное видение вампиризма, как глобального инфекционного заболевания, тем самым соединив в одной вселенной мотивы вампиров и зомби. Режиссер лично снял пилотную серию, и сериал успешно просуществовал четыре сезона на канале «Фокс», где история завершилась в прошлом году.
В 2015-м году на экраны выходит новая работа режиссера – готический хоррор «Багровый пик», в фильме сыграли Миа Васиковска, Том Хиддлстон и Джессика Честейн, и он стал настоящим подарком для ценителей готической прозы и красивых мрачных декораций, попутно получив три премии «Сатурн».
Что касается фильмов ужасов, то здесь стоить отметить продюсерскую работу дель Торо над блестящим фильмом «Приют», режиссер которого Хуан Антонио Байона впоследствии снимет «Голос монстра» и станет постановщиком нового «Мира Юрского периода», а также продюсирование хоррора «Мама», который снял Андрес Мускетти, в прошлом году подаривший нам великолепную экранизацию «Оно» Стивена Кинга. Так что можно смело сказать, что сеньор дель Торо приложил руку к нынешнему успеху столь талантливых режиссеров.
Ну и в завершении истории хотелось бы сказать пару слов об анимации. Уже много лет Гильермо дель Торо плотно и продуктивно работает со студией «Dreamworks» , началось все с мультфильма «Мегамозг», где он выступил креативным консультантом. После чего мексиканец спродюсировал для студии «Кота в Сапогах», «Хранителей снов» и третью часть «Кунг-Фу Панды», ну а в позапрошлом году на базе «Dreamworks» режиссер снял анимационный сериал для «Netflix» «Охотники на троллей», который неожиданно стал хитом, и в будущем нас ждут сериалы спин-оффы «Трое снизу» и «Колдуны», таким образом, все шоу соединяться в эпичную сагу, под названием «Истории Аркадии».
Ну и не стоит забывать о великолепном мультфильме «Книга жизни» от студии «Фокс», где он выступил как продюсер. Вот так галопом по Европам мы пролетели по красочной и разнообразной фильмографии одного из главных фантазеров современного Голливуда, и, оглянувшись на все его проекты и заслуги, можно совершенно точно сказать, что если бы Гильермо дель Торо не было в современном кино, то его стоило придумать.