Главный герой — Татьяна Ларина. Что удивило уфимцев в премьере спектакля «Евгений Онегин»?
Классическая музыка, костюмы и сюжет — Татьяна влюблена в Онегина, а Онегин не готов жертвовать свободой. Опера Чайковского «Евгений Онегин» остаётся знаковой для Башкирского театра оперы и балета — она была одной из первых постановок, а теперь уже новый взгляд на великое произведение закрывает сезон. По словам режиссёра «Евгения Онегина» Ляйсан Сафаргуловой, она сделала всё, чтобы не разочаровать ни саму себя, ни зрителя — в результате и предпоказ, и два дня премьеры прошли при аншлаге.
Ляйсан Сафаргулова, режиссёр оперы «Евгений Онегин»: «Сложно оценивать свою работу, когда ты в ней не просто полтора месяца постановочных, а два года ещё мыслишь, и каждый день живёшь с этой музыкой, размышляешь над образами, и поэтому оценивать уже сложно. Я оцениваю работу солистов, потому что мне всегда хочется записать какой-то нюанс, который можно сделать лучше, но в целом я очень благодарна нашей оперной труппе, потому что они проделали огромную работу».
В случае с «Евгенем Онегиным» новый взгляд не противоречит классике — каждая постановка отличается от предыдущей. По словам режиссёра, именно в этом заключается живой рабочий процесс. Именно словом «живая» Ляйсан Сафаргулова описывает произведение — она решила отступить от оперных формальностей настолько, чтобы герои раскрылись иначе.
Ляйсан Сафаргулова, режиссёр оперы «Евгений Онегин»: «Зрители не уходили, зрители оставляли свои отзывы, и это очень приятно, а оценивать объективно уже очень сложно. В процессе репетиции какие-то вещи, которые задумывались одними, трансформировались. Это живой процесс, сложно придумать спектакль и воплотить его именно в таком варианте, потому что солисты в какой-то момент сами начинают что-то предлагать, а что-то выглядит у кого-то более органичным. Ты стараешься подстраиваться под органику солистов, их психофизику, это такой процесс живой».
С тем, что новая версия наполнена жизнью, согласны и артисты.
Ян Лейше, артист Башкирского театра оперы и балета: «Это не первая роль и не первый образ Онегина, который я делаю, но каждый раз всё равно интересно, каждый раз по-новому, каждый спектакль. Где-то Онегина делают холодным, как наша Северная столица, а здесь, на мой взгляд, он получился довольно-таки живым человеком, живым в плане эмоций».
По мнению зрителей, нового «Евгения Онегина» можно было смело назвать «Татьяна Ларина» — темами трогательной, но смелой главной героини пронизана вся опера Чайковского. Подкрепляется это и режиссёрским взглядом, и мнением артистов.
Галина Чеплакова, артистка Башкирского театра оперы и балета: «Я ещё была совсем юной девушкой и всегда мечтала спеть эту партию. Мне кажется, она очень подходит мне, моему внутреннему миру, моему внутреннему драматическому нерву. Я перечитывала Пушкина, и дирижёры, и режиссёры очень меня здорово в этом поддержали, чтобы я больше раскрылась и вынесла свою работу на суд зрителей. И, конечно, я слушала музыку. Она очень вдохновляет, здесь всё написано в музыке и не приходится что-то выдумывать».
Важная позиция режиссёра — театральная труппа не стремилась приблизить оперу к зрителю. Главной задачей было приблизить зрителя к опере и позволить тем, кто редко ходит в театр, влюбиться в искусство именно через «Евгения Онегина».
Александр Алексеев, главный хормейстер Башкирского театра оперы и балета: «Очень часто бывает так, что люди не любят оперу, потому что не понимают, что здесь происходит. А здесь наш режиссёр сделала всё в современном стиле, чтобы опера была актуальна и понятна. Даже если зритель где-то не слышит слово, мы всё равно знаем пушкинский текст. Это будет всем ясно, все переживания, которые идут у Татьяны и Онегина, они нам знакомы, каждый из нас это проходил в своём юношестве. Знакомо это будет и каждому зрителю».
В следующий раз «Евгения Онегина» уфимские театралы увидят уже в грядущем сезоне — шестого сентября. И, судя по раскупленным билетам, новое видение пришлось зрителям по вкусу.