Художники против вандалов. Уфимцев в Ночь искусств удивили необычным перформансом
У каждого свое искусство. Кто-то вдохновляется картинами Яна Вермеера, другим по душе «Синие столбы» Джексона Поллока. Это признанное искусство. Со стрит-артом немного сложнее. Он обитает в городской среде, зачастую имеет мятежный подтекст, его творцы предпочитают скрывать свои лица. В уфимском АртЛабе попытались объединить граффити-райтеров, горожан и художников в одном перформансе.
Ян Калачевский, художник: «На самом деле, для нас самих это большой секрет. Но хочется получить некую эмоцию, чтобы ее получили и зрители. В том, что мы, художники, не знаем, что будет, в этом есть своя эстетика».
В перформансе соединились классическое изобразительное искусство и уличное. По легенде, стрит-арт появился во время Второй мировой войны. Инспектор бостонской верфи Джеймс Килрой оставлял на проверенных им кораблях рисунок и надпись «Килрой был здесь». Позже уличное искусство меняет стиль, захватывает США, а со временем и весь мир. На сегодняшний день самая недосягаемая и таинственная фигура стрит-арта — Бэнкси. Граффити-райтер известен работами на политические и социальные темы и скандальными акциями.
Виталий Яшин, художник: «Наверное, первую часть его творчества можно отнести к стрит-арту. Сейчас, когда он пропустил свою работу через шредер, Бэнкси сделал жест, и это самое современное искусство. Именно в этом жесть».
Вадим Халитов, художник: «Если арт-мир принял его, значит это искусство. Я бы привел в пример Баскию. Он неоэкспрессионист. Тоже начинал на улице, потом вышел на рынок искусства. Его я уважаю как художника».
К уфимским граффити-райтерам у художников и горожан разное отношение. Обнажить эмоции всех сторон был призван перформанс. Пока творцы рассказывали о своих картинах, в зал вошли люди в масках и с баллончиками.
Вандалы выпустили на холсты всю краску и поспешили уйти. Зрители подошли к граффити ближе, чтобы рассмотреть смесь стрит-арта и изобразительного искусства. Вмешиваться в перформанс они не стали и позволили отредактировать картины.
Вадим Халитов, художник: «Я ожидал, что зрители ничего не будут делать. Возможно, они еще не готовы взаимодействовать с художниками. Я думаю, что это необходимо».
Анастасия, зритель: «Мне кажется, искусство такая вещь, которая должна двигать людей на какие-то шаги, действия. А они нас не спровоцировали».
Даша, зритель: «Мне кажется, что мы должны защищать искусство, а не просто снимать на камеру. Возможно, нужно было что-то сделать, когда вбежали эти парни и разрисовали работы. Первое, что приходит в голову, достать телефон и начать снимать в Instagram».
Алия Айсина, организатор студии ArtLab19: «Если бы мы сказали гостям — рисуйте, давайте участвуйте — это было бы немного не то. Человек должен сам захотеть это действие совершить. «Почему мне никто не сказал?». По жизни никто и ничего не говорит. Ты творишь искусство своими руками, никто не говорит, что его надо сделать».
Итоги коллаборации художников выставят на аукцион в Instagram. Организаторы перформанса хотят узнать — станут ли такие картины востребованными и понятными. Ведь у каждого свое искусство.