Искусство на стенах. Что происходит с советскими мозаиками в Уфе и почему важно их сохранить?
В семидесятые годы прошлого века одной из визитных карточек оформления зданий была мозаика. С её помощью художники придавали типовым сооружениям собственную изюминку и эстетику. На уфимских улицах и по сей день сохранились многие мозаичные панно: одни находятся на виду постоянно, а чтобы заметить другие нужно как следует постараться. Одной из самых известных для уфимца мозаик можно назвать фасад здания башкирской Академии наук. Это совместная работа двух художников, Александра Пантелеева и Александра Юдина. Несмотря на то, что панно собрали в 1973 году, разноцветные кусочки смальты по-прежнему играют на солнце.
Янина Свице, краевед: «К сожалению, многие очень хорошие и интересные мозаики не атрибутированы, то есть неизвестно, кто автор, в какие годы делалось. Примерно можно по строительству здания понять, но многие авторы неизвестны до сих пор. Здесь мы видим два инициала — это Александр Пантелеев и Александр Юдин, известные уфимские художники. Мозаика выполнена из смальты. Недавно, насколько я знаю, тоже была реконструкция небольшая, потому что здесь были леса. В общем-то, за мозаикой следят. Сюжет, конечно, достаточно стандартный такой, советский, потому что многие художники не вольны были выбирать сюжет, потому что это были заказы. Но, тем не менее, мозаика очень интересная: она выполнена из смальты, в хорошем находится состоянии, не разрушена, в общем-то и украшением Уфы является».
Через дорогу, в концертном зале «Башкортостан», расположилось ещё одно произведение искусства — единственная в городе флорентийская мозаика. Её сюжет, опять же, типичен для советского времени и воспевает труд нефтяников.
Янина Свице, краевед: «Мозаика для Уфы уникальна, потому что это единственная флорентийская мозаика в Уфе, монументальная флорентийская мозаика. Она выполнена в основном из яшмы, то есть, башкирская яшма. Здесь можно увидеть как самые обычные камни, так и различные виды яшмы башкирской. Насколько я знаю, здесь были привезены и поделочные камни из Якутии, к примеру, лазурит. Здесь достаточно много поделочных камней. Мозаика интересная, в хорошем состоянии, хотя тоже немного ветшает постепенно. То есть как-то их нужно реставрировать, но, тем не менее, это всё уникальная уфимская мозаика, она существует и представляет историческую ценность».
Особый интерес для истории и культуры города представляют мозаики Петра Храмова. Он известен как художник-монументалист и автор романа «Инок». Работа не приносила Петру творческого удовлетворения, поскольку большая часть заказов подчинялась советской идеологии. Но художник всегда найдёт выход - и на стенах детского сада №245 появились своеобразные иллюстрации к его роману, уже в виде мозаики.
Янина Свице, краевед: «Очень ценная мозаика. И в историческом плане ценная, потому что это образец уфимского монументального искусства 1970-х годов, и в художественном плане, потому что её видели искусствоведы, художники. Вот эти плавные, перетекающие линии — она интересна композиционно. Допустим, это нарисовать, может быть, легче, но сделать это мозаикой — достаточно сложно».
Казалось бы, простой сюжет о счастливом детстве, переданный с помощью керамической плитки и осколков, защищают от солнца два тополя - любимое дерево Храмова.
Наталья Смирнова, заведующая детским садом №245: «Мы с коллективом очень любим эти мозаики, оберегаем их. Более 30 лет я здесь работаю, мозаике уже около 50 лет. Во время проведения ремонтных работ были несколько раз возможности утраты, но с помощью администрации витаминного завода мы смогли сохранить их, мы их бережём».
Другая работа Храмова расположилась на стенах железнодорожного вокзала. К счастью, при реконструкции здания общественным деятелям удалось сохранить два мозаичных панно. Краеведы также связывают сюжет мозаик с содержанием романа «Инок».
Янина Свице, краевед: «Был даже частично изменён проект реконструкции, удалось вот эти две уникальные мозаики Петра Алексеевича Храмова, которые тоже являются иллюстрацией к его роману «Инок», сохранить. Потому что, если читать текст мозаик, можно увидеть, что здесь изображена Уфа, это город его детства. И здесь видим и железнодорожную тематику и иллюстрацию к роману «Инок» Петра Храмова».
Олег Мигунов, начальник железнодорожного вокзала Уфы: «Было принято решение её сохранить для наших потомков, потому что, всё-таки, в 1968 году было начало строительства вот этого вокзала, предыдущего, где эта мозаика была вписана в интерьер вокзала, и она отвечала действительности той жизни советского, скажем так, нашего, человека и пассажира. Поэтому на сегодняшний день она так же вписалась в интерьер, мы её оставили. Она, в принципе, неплохо смотрится. Также мы увековечили Храмова памятной доской».
Несмотря на большое количество сохранившихся панно, в городе, к сожалению, есть и те мозаики, которые находятся на грани разрушения. Например, объёмная композиция с нейтральным, не идеологическим сюжетом, в фонтане возле Дома культуры Химиков. Вместо того, чтобы радовать глаз, фонтан превращается в огромную мусорную урну. Что касается мозаик, в городе есть и другие потери.
Янина Свице, краевед: «Есть утраты, к сожалению. Утраты очень существенные, вот допустим, Александр Пантелеев, у него была мозаика, по отзывам искусствоведов и художников, одна из лучших вообще уфимских мозаик, и она на Проспекте Октября при реконструкции зданий была полностью демонтирована. На здании 22-ой больницы, на стене одного из корпусов 22-ой больницы, на Витаминной фабрике часть мозаик не удалось сохранить. Не сказать, что катастрофическая происходит ситуация, но, тем не менее, нужно обратить на это внимание. Потому что сейчас уже приходят к мысли, что архитектура 70-х годов имеет большую ценность, и у нас нет как-то понимания, что это здания, требующие охраны, требующие, особенно мозаики, бережного отношения».
Краеведы считают, что сохранению мозаик поможет создание каталогов, определение авторов работ и, конечно же, привлечение общественного внимания, как это произошло в случае с железнодорожным вокзалом. А те панно советского времени, которые удалось сохранить, не просто привлекают внимание уфимцев и гостей города, но и отражают важные детали жизни той эпохи, позволяя людям через десятки лет ощутить настроение прошлого.