Как менялась Уфа при царе, Сталине и Брежневе. Сравнили старые карты
Периодически среди уфимцев возникает дискуссия: а не вернуть ли улицам города их дореволюционные названия? Или обсуждения начинаются вокруг другого вопроса: была ли транспортная система в прошлом веке лучше? Чтобы посмотреть на то, какой Уфа была в разные исторические периоды, мы отправились в Национальный архив и заказали несколько карт разных времён в сильно отличающихся исторических реалиях.
В этом году Уфа отметит юбилей – 450 лет. И сперва нам стало интересно, каким был город, когда его возраст едва перевалил за 100 лет. Первой на стол легла карта 1897 года.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «К концу XIX века центр Уфы уже сложился таким, каким мы его знаем сейчас. Но интересно другое — названия улиц, которые сейчас многие предлагают вернуть. Улица Ленина носила название Лазаретная. Улицу Казанскую уже разделил Гостиный двор на Большую и Малую. А Пушкина называлась по-простому — Почтовая.
Так Уфа помещалась в хорошо знакомый нам центр города, тогда как остальная часть современной столицы, судя по условным обозначениям, нарисованным от руки, обходилась без глобальной застройки. Но спустя 42 года столица уже Башкирской АССР получила новые очертания.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Следующей на стол легла карта уже советского довоенного периода — Уфа 1939 года. Центр города не поменялся. Только названия улиц начали соответствовать духу времени. В то же время начал развиваться и застраиваться Кировский район. Но сам город стал постепенно разрастаться на север. И его главной артерией, судя по всему, стала Большая улица Электрификации, которую мы сегодня знаем как проспект Октября».
Интересно на этой карте посмотреть на Сипайлово, которое входило в состав Сталинского района. Эта область вынесена на карте отдельно. Ныне оживлённый район, а тогда – всего лишь отдельные деревни в отдалении от основного города: Непейцево, Соколовка и Тужиловка. И всё же они уже были частью Уфы.
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Самой поздней картой, которую мы сегодня изучили, стала схема-путеводитель 1972 года. На ней отмечены все основные достопримечательности города. К концу XX века основная волна переименований улиц закончилась. Поэтому тот, кто хорошо ориентируется в городе сегодня, сможет сориентироваться и по этой карте».
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Но интересна она другим — схемой движения общественного транспорта. А конкретно — трамваев и троллейбусов, которые, судя по всему, в то время чувствовали себя гораздо лучше. Так, например, сев на Индустриальном шоссе на маршрут трамвая №5, можно было спокойно доехать до улицы Свердлова в центре города».
Старые схемы города в Национальном архиве мы изучали не менее двух часов. И, глядя на карты, становится ясно - город развивался и менялся согласно требованиям времени. Но сегодня не нужно забывать о том, что городское пространство могут формировать и сами жители города.