Как соединить оперу и комикс? Уфимцы посмотрели необычную премьеру
Молодая крестьянка Сантуцца страдает из-за предательства Турриду, а несчастная девушка Анна становится виллисой — вечно танцующим существом. Эти два сюжета слились в один в Башкирском театре оперы и балета. Итальянские оперы — «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Виллисы» Джакомо Пуччини объединили впервые.
Ильмар Альмухаметов, режиссёр-постановщик: «Передо мной, как режиссером-постановщиком, стояла задача, наверное, представить публике интересный контекст этих двух опер, и мы придумали такой, скажем так, графический роман, который объединяет эти два произведения».
Яркая черта объединённых опер — это единое визуальное оформление. Как ни странно, связующим звеном для них стали... Комиксы. Это прослеживается и во внешнем виде персонажей, и в действии, которое разворачивается на экране. Для художника-сценографа Даяна Тувалёва симбиоз комикса и оперы стал не только попыткой приблизить спектакль к современному зрителю, но и занятным экспериментом.
Даян Тувалёв, художник-сценограф: «Когда прозвучало это предложение соединить несоединимые факторы, разножанровые виды искусства: классические оперы, которые знает весь мир, соединить вместе с таким искусством, как комиксы. Появился такой так называемый творческий эксперимент, и поэтому это жутко интересно. Я, наверное, никогда не работал с таким рвением и удовольствием, как над этой постановкой, как над этими двумя операми».
Сложнее всего — подчинить действие музыке, поскольку в опере это самое важное. Ни одно визуальное решение не сработало бы, если бы не было нанизано на единую музыкальную нить. Это понял молодой режиссёр мизансцен Константин Уманцев — для него это был дебют.
Константин Уманцев, режиссёр мизансцен: «Музыкальная драматургия — это самое главное. Здесь можно просто встать и петь — и это будет концерт, который никому не интересен. В музыке все эти моменты прописаны, а действие должно быть оправдано».
Впрочем, графический роман ограничивается вставками из комиксов перед сценами, а зрители погружаются в типичную для итальянской оперы многоголосую текстуру, где от фэнтези-вселенных взято не так уж и много. Но одним из них, безусловно, является хэппи-энд. Им и завершаются эти две истории.