Как солдаты захватили самолёт с заложниками в Уфе?
В сентябре 1986 года в уфимском аэропорту два вооруженных дезертира захватили самолет ТУ-134 с 81 пассажиром на борту. Бывший следователь КГБ Аглям Мингазов вел это дело. Офицер до сих пор помнит трагические события тех дней в мельчайших подробностях. Ему позвонили прямо посреди ночи.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «По голосу я понял, что-то случилось страшное. Это сегодня за каждым сотрудником может приехать машина. Тогда ничего подобного не было. Я вышел на проезжую часть, руки расставил. Представился, говорю: "Пересядьте, пожалуйста, на пассажирское сиденье, мы едем в комитет Госбезопасности"».
Захватчиками были 20-летний младший сержант Николай Мацнев и 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи. В арсенале сбежавших из воинской части солдат-срочников был автомат и ручной пулемет. Они потребовали направить самолёт в любую недружественную Советскому Союзу страну. В противном случае угрожали убийством заложников. И это не было блефом. Первым среди пассажиров от рук террористов пострадал Александр Ермоленко, не желавший становиться заложником.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Ермоленко, он сзади сидел, он говорит: "Какой захват? Я вам сейчас уши оторву!" И встал. Ну здоровый мужчина был. И пошёл в их сторону. Мацнев произвел выстрел из автомата».
Смелый пассажир рухнул замертво. Лихие пули также ранили ещё одного мужчину и женщину, прикрывающую своим телом ребенка. От пуль пострадал и самолет. С отверстиями в салоне взлететь было невозможно. Бортпроводницы Елена Жуковская и Сусанна Жабинец обратили внимание террористов на это.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Вот, видите, говорят, вы произвели выстрелы, они обшивку самолёта прошили. Он неисправен, он не взлетит. Первичная агрессия у них пропала, они говорят, ну, надо ремонтировать».
Под предлогом осмотра повреждений на борт поднялся замаскированный сотрудник КГБ Анатолий Коцага. Он убедил террористов, что полет невозможен и на ремонт потребуется 12 часов. Также офицеру удалось оценить обстановку в захваченном самолете. Это помогло выиграть время на подготовку к спасению заложников. Но еще до прибытия легендарной группы спецназа «Альфа» отпустить большую часть заложников террористов убедили бортпроводницы.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Эти бортпроводницы, я просто удивляюсь, откуда у 22-летних девушек столько выдержки и хладнокровия. Они находили слова, чтобы как-то их успокоить».
Среди тех, кого отпустили, был и раненый в самом начале захвата мужчина. К сожалению, полученные травмы оказались несовместимы с жизнью.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Он буквально у меня на руках умер» .
Осложняло ситуацию, что дезертиры числились во внештатной группе захвата и освобождения самолета от террористов. Поэтому обладали знаниями и навыками, используемыми спецназом. Решение о штурме самолета должен был принимать прокурор Башкирской АССР. Он не отдавал распоряжение, опасаясь гибели оставшихся заложников. Но после долгих раздумий одобрил проведение штурма. Для надежности было принято решение отрепетировать штурм.
Ильшат Гусманов, командир воздушного судна, ветеран гражданской авиации: «Группа «Альфа», узнав информацию, что мой самолёт по модификации полностью совпадает с захваченным самолетом, дали мне добро на посадку. И на моём самолёте, с участием моего экипажа проводили тренировку, детально посекундно отрабатывая штурм для освобождения заложников».
Во время отработки штурма выяснилось, что металлическая броня спецназа создает много шума и может выдать террористам их присутствие. Тогда сотрудники «Альфа» решили пойти на риск, отказавшись от касок и бронежилетов. Для штурма спецназ разделился на две группы и проник в захваченный самолет.
Ильшат Гусманов, командир воздушного судна, ветеран гражданской авиации: «Одна часть проникла к экипажу через форточку пилота. В заднем отсеке, в багажнике, группа «Альфа» тоже была готова для освобождения заложников».
Сам штурм занял всего 14 секунд. В результате него один из террористов - Мацнев - был убит, а Ягмурджи ранен в ногу. Впоследствии, из-за начавшейся гангрены, конечность придется ампутировать. Позже следствие выяснит, что террористами были убиты не только двое пассажиров. Да и самих злоумышленников было шестеро.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Но двое, которые тоже должны были покинуть расположение части, это Илюкович и Губаев, в самый последний момент отказались».
Вместе с Мацневым и Ягмурджи дезертировал их сослуживец Александр Коновал. Прихватив с собой оружие, они покинули воинскую часть, находящуюся в центре Уфы и, угрожая убийством, заставили попавшегося им таксиста везти их в сторону Подымалово. Там их уже ждал еще один сообщник, Игорь Федоткин. Он должен был угнать из военного парка бронетранспортер.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «В бронетранспортёр они должны были загрузить гранатометы, большое количество оружия, патронов, гранат. Чтобы, по их плану, с боем ворваться на территорию аэропорта. Это было бы чудовищно, там была бы масса убитых».
Избежать бойни помог случай. Таксист убедил террористов, что им нужно сменить машину, чтобы их не остановили на КПП при выезде из города. Злоумышленники приказали остановиться. И в этот момент им встретился милицейский патруль. Дезертиры решили, что стражи порядка преследуют их.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Из автомата и пулемета произвели 60 выстрелов. Изрешетили машину. От полученных ранений оба милиционера скончались».
Пока велась стрельба, сбежал Александр Коновал и самостоятельно добрался до поджидающего заговорщиков Игоря Федоткина. Узнав об убийстве милиционеров, он отказался от планов по угону бронетранспортера. Коновал после этого попытается свести счеты с жизнью, но врачи успеют его спасти. А Мацнев и Ягмурджи отправятся в аэропорт, где захватят самолет с заложниками.
Следствие длилось более полугода, до марта 1987 года. Уголовное дело занимало 22 тома. Всем виновным военный трибунал назначил наказания. Коновалу Федоткину и еще троим злоумышленникам предстояло провести в местах лишения свободы от 2 до 10 лет. А Сергей Ягмурджи, который захватил самолет, был приговорён к смертной казни. При этом ни на суде, ни в ходе следствии он не просто не раскаивался и даже вынашивал планы по убийству следователя.
Аглям Мингазов, ветеран госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Делал заточки из зубной щетки. Говорил, что воткнет мне в шею».
Не уступал подельнику в жестокости и убитый в ходе штурма Мацнев. Оба к тому же имели опасную зависимость.
Аглям Мингазов, ветеран Госбезопасности, полковник в отставке, бывший старший следователь КГБ БАССР: «Когда проводили посмертную психиатрическую экспертизу в отношении Мацнева, нам эксперты дали заключение о том, что это агрессивное лицо. Там, где он спал, в тумбочке, нашли блокнот, где он рисовал разные страшилища, даже мурашки по телу пробегали от их вида».
Обеим стюардессам, а также Анатолию Коцага, проникшему в салон под видом авиатехника, были вручены ордена «Красного Знамени». Убитых террористами милиционеров Айрата Галеева и Залфира Ахтямова посмертно наградили орденами «Красной Звезды». Награждены были и другие участники спасения заложников.
Возможно ли повторение тех кровавых событий в наши дни? Очевидцы и участники спасения заложников уверены, что нет. Этому способствует и технический прогресс и сделанные после подобных уфимскому захватов выводы.
Ильшат Гусманов, командир воздушного судна, ветеран гражданской авиации: «Сегодня проникнуть на самолет практически невозможно. Безопасность полётов на очень высоком уровне. Поэтому я с удовольствием приглашаю пассажиров пользоваться самолётами гражданской авиации. Всё под контролем».