Как театр поможет в борьбе со школьной травлей? В Уфе запустили проект «О чём я молчу»
Для многих школьников тема травли и буллинга стала максимально травмирующей и волнующей. Согласно статистике, более половины российских учеников подвергались насилию в школах. До сих пор одни люди травят других из-за цвета кожи, телосложения и других параметров, которые невозможно изменить, и происходит такое как в реальной жизни, так и в интернете. Бороться с этим можно разными способами, один из них — творчество.
Чтобы помочь школьникам, творческая лаборатория «ДрамКвадрат» запустила проект «О чём я молчу», который победил в конкурсе президентских грантов. С 25 по 29 апреля для учеников создали площадки на базах уфимского ТЮЗа, лайфстайл-центра Башкирия, Иэшлек-хауса и центра образования «Спутник». Здесь они работают с педагогами и психологами, чтобы написать свою пьесу и попутно разобраться в своих жизненных проблемах.
Инна Швецова, организатор проекта «О чём я молчу»: «Ребята сейчас занимаются написанием пьес, и в одной школе дети пишут сценарии для роликов. Мы сотрудничаем с киностудией "Башкортостан", и потом по сценариям детей снимут социальные ролики».
На занятиях с психологом ребятам объяснили, чем отличаются жертвы травли, агрессоры и наблюдатели. Специалист считает, что творчество — это часть терапии, которая поможет абсолютно любому ребёнку. По мнению психолога, жертвы могут прожить и проработать свою травму, агрессоры — найти другой способ самовыражения, а наблюдатели — выработать стратегию поведения.
Екатерина Сахарова, психолог: «Все чувства, все мысли, которые накопились внутри, они вытаскивают наружу. Иногда для терапии полезно вытащить изнутри наружу то, что они скрывали».
Если на занятиях с психологом школьники могли задавать любые вопросы и получать на них ответы, то драматурги работают по-другому. Они объясняют ребятам, как создать своего героя и сделать его живым — с недостатками, страхами и особенностями, как у любого человека.
Ангиза Ишбулдина, руководитель проекта «О чём я молчу», драматург: «У нас уже есть заготовки сюжетов, на которые дети будут писать пьесы, и сейчас мы разрабатываем главных героев. Параллельно у нас идёт работа с психологом, который разговаривает с ними на тему буллинга и кибербуллинга».
Проект нацелен на то, чтобы с помощью всех этих знаний школьники смогли лучше понимать себя и сверстников. Изначально взрослые предполагали, что тема буллинга станет центральной в пьесах ребят, но ученики выбрали для себя более близкие темы — дружбы и любви.
Екатерина Тимофеева, педагог-драматург: «Мы решили не ограничивать подростков темой буллинга. Есть те, кто отвлекается на эту тему, потому что были в роли жертвы, агрессора или наблюдателя, но есть и другие проблемы, поэтому дети пишут о том, что их в принципе волнует».
Так или иначе, с буллингом сталкиваются все школьники. Если они не являются участниками травли, они могут её наблюдать. И в этом случае, работать нужно не только с детьми, но и со взрослыми. Поэтому проект «О чём я молчу» работает также с родителями и учителями. Потому что зачастую именно они могут помочь, но не всегда знают, как.
Полина Шабаева, актриса и режиссёр уфимского Театра юного зрителя: «Помимо того, что я занимаюсь театром для детей и подростков, я ещё и мама 15-летней девочки-подростка. Я понимаю, сколько есть тем, которые ребёнок не может ни с кем обсудить. И то, как выстроены занятия в лаборатории, помогают создать атмосферу, при которой ребёнок может открыться максимально».
Осенью лучшие работы, которые школьники создали в рамках лаборатории, поставят на сценах ТЮЗа и других театров. Но самое важное, для чего нужен проект — это дать детям понять, что обратиться за помощью к родителям, учителям или психологам — это намного лучше, чем молчать.