Как Уфа менялась к лучшему и худшему при Муртазе Рахимове

17 января 2023
Несколько главных проектов Бабая.



12 января скончался Муртаза Рахимов. Многие за глаза называли его «открывашкой». Первый президент Башкирии любил перерезать красную ленту перед школами, детскими садами, мостами, спортивными комплексами, новыми дорогами и так далее. Вот, например, Бабай открывает путепровод на улице Воровского в 1995 году.

 

Муртаза Рахимов, экс-президент Башкирии: «Может быть, наши уфимцы не все видят, что делается. В последние годы много занимаемся благоустройством города Уфа, строительством дорог. Мы за последние пять лет, по-моему, построили больше дорог, чем за последние 50 лет, наверное».

 

Мы решили вспомнить, как менялась инфраструктура столицы Башкирии в годы президентства Рахимова. В начале нулевых на карте Уфы появился парк Кашкадан, который должен был стать местом притяжения жителей нового района - Сипайлово. В 2006 году началось строительство моста Каменная переправа, который связал центр Уфы с пригородами.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Тогда же ведь тоже обсуждали, я помню, не на самом верху, но были разговоры, что делать нам с этим Восточным выездом, который с девяностых годов у нас как бы висит в подвешенном состоянии. И тогда, как минимум я, слышал пару таких мыслей, что это слишком дорого и слишком бесполезно, что намного проще и целесообразнее построить этот мост на Каменной переправе, который как раз и строился как альтернатива Восточному выезду».

 

Транспортный эксперт Олег Арефьев считает, что главное слово, связанное с транспортными проектами Рахимова - рациональность. Тогда инициативы были не выставочными макетами, а реальными планами.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Вот мы сейчас очень любим выбирать какие-то очень громкие и знаковые какие-то проекты, очень дорогие, чтобы они блестели, они все были видны. Это приоритет при выборе проекта. Во время Рахимова вот этого приоритета, как минимум я, не помню, я его не видел».

 

Самые масштабные объекты были связаны с юбилеем. В 2007 году Башкирия отмечала 450-летие вхождения региона в состав России. К этой дате была приурочена реализация самых разных проектов. Одним из них стал проспект Салавата Юлаева. Сегодня по нему проезжает половина городского трафика. Его протяженность составила более семи километров, а стоимость, в ценах тех лет, превысила один миллиард рублей.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Проспект Салавата Юлаева. Если бы сегодня не было бы его, у нас город просто стоял бы. Вот на тот момент, может быть, проспект Салавата не был вот такой решающей [артерией], но он [Рахимов] понимал, что через год, пять или десять он станет очень нужным. И он стал нужным. Он сейчас очень серьёзно разгружает город. Если сейчас закрыть проспект, то город встанет, и центр встанет, и проспект встанет».

 

Однако не все объекты, нужные городу, появились за почти 20 лет его президенства. Например, мост в Дему, который сейчас сильно помог бы горожанам.

 

Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Чтобы не городить три моста на выезд в сторону аэропорта, можно было построить мост в Дему. Он бы съедал 60% трафика. Мосты в аэропорт освобождались бы от 60% машин».

 

Тогда же началась перестройка квартала около Телецентра. Его главной достопримечательностью стал Конгресс-холл, который во время строительства носил имя Дом дружбы народов. Возвели его за два года на месте частных домов и оврага. Эти фотографии вполне передают масштаб. Его площадь - 36 тысяч квадратных метров.

 

Ришат Муллагильдин, архитектор: «Я рад, что он пришелся ко двору. Много здесь произошло больших событий. Это здание может вместить не только крупное международное мероприятие, но и обычное семейное. Я считаю, что мы евроазиатская столица, поэтому у нас должно появится много всего, что вмещает и восток и запад, самое лучшее. А до этого нас воспринимали как провинцию. Это неправильно».

 


Сопоставима по площади Уфа-Арена. Здесь ковались победы башкирского хоккея. Комплекс так же открыли в 2007 году. Стоимость строительства составила 80 миллионов долларов. Впрочем, не все инициативы и проекты были удачны. В середине нулевых, повинуясь общероссийскому тренду, власти решили расширить улицу Ленина и вырубить некоторые деревья, а также убрать трамвайные пути с проспекта Октября в угоду личному транспорту. А в 2006 году Рахимов выступил за появление в Уфе мечети - Ар-Рахим, которая начала строится на деньги фонда “Урал”. Но из-за финансовых и организационных проблем стройка заморожена по сей день.

В Башкирии 53-летнего слесаря допустили к работе, несмотря на болезнь сердца. Он скончался

сегодня в 18:19

В Уфе суд рассмотрит жалобу владельцев здания на Пугачёва, запланированного под снос ради дороги

сегодня в 17:44

В октябре в Башкирии мясо подешевело, а аренда жилья подорожала

сегодня в 16:29

В Уфе к 2032 году планируют пустить трамваи по проспекту Октября

сегодня в 13:48

Замминистра Башкирии о нехватке туалетов в природных парках: «Сразу все построить невозможно»

сегодня в 13:39

Власти Уфы намерены соединить транспортным полукольцом улицу Менделеева и Затонское шоссе

сегодня в 13:31

В Уфе показали фильм о домашнем насилии. Почему он не вышел в прокат?

сегодня в 12:02

В Уфе на проспекте Октября и в Зеленой Роще могут появиться платные парковки

сегодня в 11:14

Мы побывали на лучшей заправке Приуралья. Вот, что мы увидели

сегодня в 10:40

Жителей Башкирии предупреждают о мошенниках-инкассаторах

сегодня в 09:07