Как уфимцы жили в «лихие 90-е»? В столице Башкирии запустили новую экскурсию
- Искусство было абсолютно тогда раскупаемым, то есть с каждой выставки, по воспоминаниям художников, как рулоны обоев, картины уносили.
Развал страны, покупка акций, инфляция, новая музыка и, конечно, лихие девяностые — примерно такие ассоциации возникают у людей с этим периодом в жизни страны. Это история, которая ещё не написана, но она разворачивалась на глазах у старшего поколения. Для того, чтобы жители города вспомнили как хорошие, так и не очень светлые эпизоды того времени, отлично подходит формат экскурсий. Именно такие прогулки по городу в начале летнего сезона запустила Кристина Абрамичева.
Кристина Абрамичева, общественная деятельница: «У кого-то приятные воспоминания с этим периодом, у кого-то совершенно нет. В любом случае, такие времена вряд ли повторятся. Это действительно было уникальное время, появление чего-то нового, развал страны, рождение новой страны, стык эпох. Это всегда очень интересный период, определённая эйфория у людей возникла в этот момент, как в любые революционные преобразования. И интересно ещё с исследовательской точки: эта история еще не написана, не отрефлексирована. Я даже не говорю об учебниках истории, нет каких-то серьезных книг, воспоминаний. Поэтому её приходится собирать по крупицам, чаще всего, конечно, у очевидцев этой истории и в интернете».
На первой экскурсии о 90-х Кристина рассказала, каким был центр Уфы в это непростое для всех время. В восьмидесятые годы Гостиный двор был полуразрушен, и позже Юрий Шевчук и группа «ДДТ» сняли здесь клип на песню «Мёртвый город». Тогда торговые ряды хотели снести и построить вместо них высотки, но Гостиный двор спасли от исчезновения и провели реконструкцию. Помимо торговли всем подряд, жители вспоминают и финансовые пирамиды, и акции разных банков. Но уфимцам запомнилось это время по-другому: почти полгода люди не могли пить воду из-под крана из-за фенольной катастрофы.
- Разумеется, доказать совершенно было невозможно, что пострадали именно из-за экокатастрофы, диагнозов таких не ставили в больницах, как вот сейчас, при ковиде, был строго запрещён диагноз отравление.
Люди видели отсылки к этому событию в картинах и других произведениях искусства. Очевидцы помнят, как последствия катастрофы повлияли на общество. Именно она заставила людей выйти на протесты, местом для которых выбрали Советскую площадь. Это стало тем способом выражения гражданской позиции, который казался недоступным в прежние времена.
- Машина, из которой квас продавался в советское время из больших бочек, приспособлена под провоз воды.
Как ни крути, девяностые годы оставили огромный след в истории страны. Сейчас о них снимают кинофильмы и сериалы, например, «Мир! Дружба! Жвачка!», пишут новые и перепевают старые песни, а также до сих пор слушают музыкантов, которые прославились именно в это время. Так певица Земфира начинала свою карьеру в рок-клубе «Жёлтая субмарина», на месте которого сейчас снова открыт зелёный зал кинотеатра «Родина».
Кристина Абрамичева, общественная деятельница: «Что ни возьми — уже, действительно, нет этих ресторанов, или они есть, но нет уже той атмосферы, нет «Желтой субмарины», нашего главного неформального музыкального кафе, Музей современного искусства имени Латфуллина, конечно, существует, но уже в более спокойном формате. Совершенно нет того подъёма, который мы наблюдали в девяностые. Ну и большинство заведений, конечно, уже давно закрылось».
Даже сейчас, когда эпоха девяностых далеко позади, люди продолжают задаваться вопросом: что же это было — свобода или разруха?
- Девяностые с бардаком ассоциируются.
- Ну, трудностей, которые вспомнят наши родители, естественно, в памяти нет, потому что ты только появился.
- С разборками, наверное, криминальными.
- С девяностыми? Музыка.
- Девяностые? Разруха, нищета, беспредел.
- На севере проработали столько лет, все сбережения ушли.
- Ничего хорошего.
- Со всем хорошим.
- В принципе, нормально жили. Даже при бардаке.