Как устроен поезд из Уфы, который тушит пожары?
В конце октября В Уфе загорелось здание возле железнодорожного вокзала. Двухэтажную постройку тушили несколько часов. На помощь к огнеборцам выдвинулся и пожарный поезд. Телеканал UTV решил выяснить, как он устроен и где еще помогал тушить возгорания?
Пожарный поезд дислоцируется на станции Дема. Он входит в состав Уфимского отряда ведомственной охраны. Это один из четырех поездов, которые находятся на территории Башкирии. Остальные - на станциях Туймазы, Стерлитамак, Инзер.
Анатолий Наумов, начальник Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге: «Уфимский отряд ведомственной охраны филиала ФГП Ведомственная охрана оказывает услуги по обеспечению пожарной безопасности на объектах структурных подразделений, на всех видах железнодорожного подвижного состава, а также в полосе отвода железных дорог башкирского региона Куйбышевской железной дороги».
Пожарный поезд помогает в борьбе с огнем везде, где есть железнодорожные пути. Речь идет про населенные пункты, объекты инфраструктуры, а также крупные промышленные предприятия. Туда поезд выдвигается по согласованию с МЧС.
Анатолий Наумов, начальник Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге: «Данный поезд имеет два выезда - в четном и нечетном направлении. Дается приказ на поднятие пожарного поезда, присоединяется электровоз и выходит на станцию».
Сам пожарный поезд состоит из вагон-насосной станции, двух цистерн общим объемом 120 тонн воды. В пожароопасный сезон к составу добавляют по требованию еще одну цистерну.
Анатолий Наумов, начальник Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге: «Дозаправка производится в зоне дислокации пожарного поезда. У нас на станции Дема - это пожарный гидрант. Прокладывается линия и происходит заправка. За четыре часа цистерна в 61 тонну заполняется. Если израсходовали весь запас - подается электровоз, поезд выезжает на ближайшую станцию с гидрантом и происходит дозаправка. Поезд после этого обратно отправляется в зону ЧС».
Пожарный поезд позволяет тушить возгорание беспрерывно больше четырех часов. Рукава могут проложить на длину до одного километра для борьбы с огнем в труднодоступных местах. Круглосуточное дежурство несет караул - пять человек. Смена длится одни сутки.
Самое главное - оборудование - скрыто внутри поезда. Там находится техника с непростыми для обывателя названиями, но понятного предназначения.
Роман Иванов, начальник пожарного поезда на станции Дема Уфимского отряда ведомственной охраны на Куйбышевской железной дороге: «Сейчас мы находимся в вагон-насосной станции пожарного поезда. На данный момент в сердце пожарного поезда - в моторном отделении. Оно оборудовано агрегатами, здесь находится всё пожаротехническое вооружение, рукавное хозяйство и дополнительные огнетушащие вещества. Здесь установлен пожарный насос в комплексе с двигателем. С цистерны водохранилища происходит забор воды в насос. А из него по пожарным рукавам подается огнетушащее вещество в очаг пожара. Вода подаётся для тушения пожаров твёрдых горючих веществ, пенообразователь для тушения нефтепродуктов».
Там же находятся дизельный генератор, установка комбинированного тушения, пожарные рукава и дополнительное оборудование. В соседнем помещении разместились шкаф управления всеми коммуникациями вагона, спецсвязь, дыхательные аппараты и экипировка.
Роман Иванов, начальник пожарного поезда на станции Дема Уфимского отряда ведомственной охраны на Куйбышевской железной дороге: «Вызов пожарного поезда производится через диспетчерские службы РЖД. Какая последовательность: при получении приказа от диспетчерской службы РЖД личный состав подразделения собирается в вагон-насосной станции, надевает боевую одежду. При подцепке тепловоза или локомотива поезд отправляется к месту пожара. По прибытии руководитель тушения пожара на объекте должен сообщить вводные и после этого приступаем непосредственно к выполнению поставленной задачи».
Роман Иванов, начальник пожарного поезда на станции Дема Уфимского отряда ведомственной охраны на Куйбышевской железной дороге: «Пожарный поезд принимал участие в ликвидации последствий крупнейшей в истории России и СССР железнодорожной катастрофы, которая произошла 4 июня 1989 года на Транссибирской магистрали на 1710 км перегона Аша-Улу-Теляк. Там поезд принимал участие в тушении и эвакуации пострадавших.
Начальник Уфимского отряда ведомственной охраны на Куйбышевской железной дороге Анатолий Наумов принимал участие в ликвидации последствий взрывов боеприпасов в селе Урман в 2011 году.
Анатолий Наумов, начальник Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге: «Ну что увидели при подъезде… Конечно, дым и взрывы. Всё это было. Горели склады. Все это прекрасно знали. Это было 11 лет назад. Наша задача была обеспечить водой МЧС. То есть требовалось максимальное количество воды. Горели там и дома, школа сгорела. То есть обеспечивали водой для дозаправки. Емкость всё-таки у нас [позволяла]. Тогда мы ещё прицепили одну вагон-цистерна. У нас было 180 тонн воды. За раз привезли. По нашей работе - непосредственно принимали участие в тушении административных зданий».
Кроме этого, поезд был задействован на тушении пожара на Давлекановском кирпичном заводе. Тогда пламенем было объято более шести тысяч квадратных метров. В последний раз пожарный поезд помогал в тушении пожара на складе на территории тепловозоремонтного завода.
Роман Иванов, начальник пожарного поезда на станции Дема Уфимского отряда ведомственной охраны на Куйбышевской железной дороге: «Приказ получили в 21:57 местного времени от поездного диспетчера. Прибыли на станцию Уфа в 22:45. Старший смены доложил руководителю тушения пожара. Тоже был определён боевой участок и пожарный поезд приступил к тушению. Основная задач - тушение кровли здания и подача огнетушащего вещества на второй этаж здания. Всего израсходовано на тушение пожара было 60 тонн воды».
Это был единственный пожар за десять месяцев 2022 года, когда к тушению привлекался данный поезд. Отметим, что при движении к месту происшествия, пожарный поезд движется с максимально возможной скоростью и имеет преимущество перед другими составами.