Как устроена детская железная дорога и почему ей нужна реставрация
Егор Полтарыхин, корреспондент: «Уфимская детская железная дорога, открытая в парке им. Якутова в мае 1953 года, сегодня отмечает 70-летие. По данным сайта РЖД, всего в России таких осталось 25. Поэтому мы приехали посмотреть, как выглядит и работает уфимская детская железная дорога в 2023 году».
Многим уфимцам железная дорога в парке знакома только как аттракцион. Они катались по ней сами, а сегодня приводят сюда своих детей. Детьми же эта дорога практически полностью и обслуживается. Например, Иван, с которым мы познакомились на празднике, на узкоколейке занят уже третий год.
Иван Спиридонов, ученик МАОУ «Школа №104 им. М. Шаймуратова»: «У меня вся семья связана с железной дорогой: мой папа - помощник машиниста, дедушка тоже работал на РЖД. Ну и я подумал: "А почему бы и мне не попробовать?" В школе узнал, что можно сюда прийти летом, попробовать себя в деле. Я попробовал, мне понравилось, и вот я уже третий год здесь. Можно быть проводником, дежурным по переезду. А с третьего или четвёртого года можешь учиться на помощника машиниста».
Детскую железную дорогу нельзя назвать простым кружком по интересам. Это ещё и место учёбы, которое может повлиять на дальнейшую жизнь не меньше школы. Учиться тут можно от пяти до семи лет.
Оксана Николаенко, начальник Уфимской железной детской дороги: «После пятого курса, это девятый класс в школе, дети могут взять целевое направление в наши техникумы. Они поступают и после обучения их по направлению забирают на предприятия. А после 6-7 курса, это 11 класс в школе, им дают целевое направление в вузы».
Набор на практику начинается с пятого класса. Летом — работа на железной дороге. Зимой — изучение теории в классах. Всего детям нужно следить за двумя километрами путей и тремя станциями. Но места на всех уже не хватает.
Оксана Николаенко, начальник Уфимской железной детской дороги: «Если вы заметили, то у нас тут корпус 1910 года постройки. Это бывший железнодорожный садик. Это здание нас уже не вмещает. Нам нужно современное и полностью оборудованное здание. Тут мало кабинетов и мы пока можем обучать только трём профессиям».
Иван Спиридонов, ученик МАОУ «Школа №104 им. М. Шаймуратова»: «А дальше уже как судьба тебя поведёт. Если профессия нравится, то ты пойдёшь. И без разницы, что об этом говорят другие люди. Тут все весёлые и озорные — дети. Главное общаться и уметь это делать. И с коллегами, и с пассажирами. Без этого здесь никак».
С течением времени вся железная дорога вместе со станциями переделывалась и реконструировалась. В ближайшие три года планируются ещё одна реновация.
Оксана Николаенко, начальник Уфимской железной детской дороги: «У нас уже есть и техническое задание, и расписано, как будут выглядеть станции. Они станут очень современными и красивыми. Вы даже не представляете, какая это будет красота. Весь парк и подвижной состав будет новым».
Само техническое задание нам не предоставили. Но можно предположить, какой будет детская железная дорога после реконструкции. Так, например, выглядел вокзал на уфимской станции «Юность» в мае 1953 года. В 90-х его восстановили в кирпиче. А теперь, судя по всему, будут переделывать ещё раз.
Сейчас у наших соседей, в Оренбурге, заканчивается реконструкция станции Комсомольская. Там её решили восстановить по историческим чертежам. Принято ли похожее решение в отношении уфимской дороги — неизвестно.
Сами пути в парке им. Якутова переделывать не будут. Они, со слов директора, прослужат ещё не один десяток лет. Удлинять их тоже не станут. Получается, что если реконструкция начнётся, то коснется она только станций.