Какие комиксы рисуют уфимские художники и кто их объединяет?
Диана Асянова, совладелец книжного магазина «Макулатура. Книги и кофе»: «Волки, мишки, мёд. У нас были большие планы на этот комикс, но, к сожалению, ковид всё отменил».
Для многих людей сообщество комиксистов — это потайная, андеграундная культура. Но, тем не менее, их коммьюнити развивается и укрепляется с каждым годом. В Уфе художники комиксов объединились благодаря магазину-кофейне «Кибертрон», ныне — «Макулатура». Больше всего людей присоединилось к сообществу в 2019 году, во время фестиваля «Анимау», а конкретно — благодаря аллее авторов.
Сергей Князев, художник-комиксист: «Это всё начиналось с фестивалей, тогда Диана с Искандером подхватили нас, сложилось небольшое коммьюнити».
Диана Асянова, совладелец книжного магазина «Макулатура»: «Бывало такое, что подходили к нам на фестивалях и просили местных авторов, или на Кибертрон приезжали люди из других городов и просили что-нибудь от местных ребят. Мы говорили, что у нас есть сборник. И мы знаем, что этот сборник живёт в Екатеринбурге, в Питере, в Москве, ещё где-нибудь, это частичка нашего уфимского творчества».
В дальнейшем «Кибертрон» продолжил поддерживать творческую молодёжь. Как с помощью новых аллей авторов, так и благодаря совместной работе: магазин и авторы совместно работали над несколькими сборниками с заголовком «Медовые истории», сами печатали и продавали их. У первого выпуска была свободная тематика, а второй полностью посвящён хоррорам, или ужастикам. В одном сборнике — семь авторов, их стили кардинально отличаются друг от друга.
Но среди уфимцев есть и такие авторы, которые стараются разнообразить книжные полки и интернет-ресурсы более мягкими и милыми работами. Сергей — один из них. Парень признаётся, что образование архитектора принесло ему любовь к чётким линиям и минимализму. Сейчас его основной заработок — это рисование на заказ, а также продажа стикеров и значков. Но кроме того ему нравится работать в команде над так называемыми зинами — небольшими сборниками самиздата, где на каждого автора приходится около разворота страницы.
Сергей Князев, художник-комиксист: «Я выпускал небольшие комиксы, хотя это было скорее немного второстепенное, но опыт был интересным. Мы с ребятами печатались сами, мы делали собственный не комикс, но зин. Я вообще начал просто рисовать розовых милых котиков, но постепенно это разрослось. Это стало своим стилем, брендом. Людям нравятся милые вещи!»
По словам Сергея, его очень вдохновляют коллеги по цеху, которые преуспевают как в сценарной части работы, так и в визуальных решениях.
Сергей Князев, художник-комиксист: «Её ник idiotstile, а зовут её Анна. Это иллюстратор, она занимается комиксами и выпускает много всего. Мне нравится, как она делает комиксы визуально, она делает их без слов, но по визуалу всё понятно. Она живёт в Питере и довольно популярный сейчас художник».
Самое трудное в комиксах — это преобразовать идею в готовое произведение. Например, Татьяна работает над несколькими собственными проектами. По образованию девушка биолог, но работает в анимационной студии «Банан».
Татьяна Максимова, художница-комиксистка: «Я не пошла в художественную литературу, потому что не умею писать, как ни странно. А анимацию я в одиночку не потянула бы, я всё равно думаю о том, что работаю одна, и полностью выпуск нормальный красивый я не сделаю. А комиксы — здесь ты сам и режиссёр, и сценарист, и раскадровщик, и артист».
Татьяна честно говорит, что зачастую творческий процесс нравится ей куда больше, чем сам результат. Она участвовала в создании совместных сборников и собирается однажды выпустить собственный комикс. Она работает в одиночку, и создание одной-единственной работы может затянуться на месяцы или даже годы.
Татьяна Максимова, художница-комиксистка: «У меня есть несколько проектов, которые я хочу закончить и выпустить. У меня есть комикс про девочек-волшебниц, который я хочу выпустить, но я добралась до середины арки. Мне нужно дорисовать ещё часть. Я хотела сделать это как два отдельных зина. У меня есть ещё один проект, он более сложный. Не то, что бы взрослый, он просто длиннее. Там и концепты тяжелее, и персонажи сложнее сами по себе».
Татьяну, по её словам, вдохновляют и окружающий мир, и её работа. К примеру, во многих работах встречаются загадочные создания, и на их дизайн девушку, очевидно, вдохновило именно её образование.
Как и для кино, для комиксов одинаково значительны сценарная работа и визуальная составляющая.
Диана Асянова, совладелец книжного магазина «Макулатура»: «В этом как раз-таки искусство комикса: показать атмосферу, не описывая её, как в книге, а показать её рисунком. В бабблах должны быть диалоги или мысли. Мы это знаем и пытались донести до наших ребят, поэтому иногда редакторская деятельность затягивалась, но это всегда приводит к хорошему результату».
Сейчас и сами авторы, и любители комиксов понимают, что из-за пандемии коронавируса деятельность разных фестивалей приостановилась. Но это не мешает им собираться, делиться собственным творчеством, проводить лекции. К сообществу присоединяются новые авторы и новые читатели.
Диана Асянова, совладелец книжного магазина «Макулатура»: «У нас очень много хороших художников и катастрофически мало сценаристов. Хороший сценарий днём с огнём не сыщешь. Это видно даже в кинематографе. С молодыми сценаристами большая проблема. Да, есть взрослые люди, которые ещё с 90-х занимались комиксами, но у них взгляд немного устаревший».
Ещё один устаревший взгляд — это мнение, что комиксы — просто картинки для детей. Но сейчас этот стереотип уже почти разрушен совместными силами авторов. Ещё до пандемии у сообщества комиксистов возникла идея создать четвёртый сборник работ, в которых авторы опираются на этнические особенности родного края — это и волки, и пчёлы, и мёд. Возможно, некоторые художники вдохновятся легендами и преданиями. Несмотря на то, что работа над этим сборником на время приостановилась, авторы продолжают присылать свои комиксы и готовы поддержать друг друга в любой момент.