Кибер-Ленин и Годзилла в России. В Уфе открылась необычная выставка «Фантомные объекты»
Портреты из манометров и шестерней, отплывающие в круиз девятиэтажки и Годзилла, разгуливающий по улицам башкирской столицы. В уфимской галерее «Мирас» открылась художественная выставка «Фантомные объекты». Её тема — всё неосязаемое, непостижимое или мистическое; то, что уже не существует или чего никогда не существовало вовсе — бесконечное поле для фантазии художника.
Выставку организует сообщество «Кафедра психо-физики». Его основатели Азат Галиев и Александр Соболев в своей деятельности объединяют искусство с наукой и техникой.
Азат Галиев, инженер, член сообщества «Кафедра психо-физики»: «Всегда наука с искусством взаимодействует. Даже если смотреть на какие-то старинные приборы, они всегда обладают какой-то эстетичностью, какой-то неуловимой красотой. Здесь мы как раз раскрываем какую-то новую сторону старых, никому не нужных вещей».
Работы «психо-физиков» действительно собраны из деталей советских машин и приборов. Такая форма называется ассембляж — коллаж из объёмных предметов. Лампы, схемы и счётчики складываются в оригинальные композиции, иногда пересекаясь с известными образами, иногда формируя почти человеческие черты. По замыслу автора, это и ностальгия по двадцатому веку, и размышление о прогрессе, и попытка показать красоту простых вещей.
Александр Соболев, художник, член сообщества «Кафедра психо-физики»: «Это такие могильные плиты советским ушедшим технологиям. Кто-то считает, что это хлам — ну пусть считает. Здесь нет такой задачи — убедить кого-то, что это произведение искусства. Нет, это как раз возможность отойти от своего стандартного восприятия».
Выставка «Фантомные объекты» удивляет своим разнообразием и смелостью художественных приёмов. В своих работах «психо-физики» смешивают не только живопись с машиностроением, но и классическое искусство с массовой культурой.
Сразу две стены занимает работа Вадима Халитова. Художник рисует комикс о гигантском ящере, похожем на Годзиллу. Однако рассказ монстра оказывается взрослее и злободневнее, чем можно подумать. Начинать осмотр нужно со сканирования QR-кода: на экране смартфона появляется предыстория.
Вадим Халитов, художник: «Этот комикс, наверное, ближе к концептуальному альбому. Он раскрывает некую социальную тематику. Тут ящер, который попал в российскую действительность. И так получилось, что российская действительность оказалась более страшной сказкой, чем сам этот ящер. В общем-то ящер — это такой же фантомный объект, как и остальные. Поэтому он вполне вписывается в тематику».
Продолжая разнообразие жанров, художник Тимур Уразметов представляет серию работ, выполненных с помощью компьютерной графики. Картины, на которых знакомые городские виды предстают в сюрреалистическом прочтении, объединены общим замыслом.
Тимур Уразметов, художник: «Эти работы называются "Круиз Бетониум". Это такой своеобразный символ среднестатистического жителя России, который мечтает о путешествии, но в силу разных причин не способен это осуществить. "Круиз Бетониум" — это такой сейф, в который люди себя запирают. Это символ мечты о путешествии».
Наконец, на выставке нашлось место и для классической живописи. Артём Новосёлов представил завораживающие, медитативные полотна с мистическими мотивами.
Артём Новосёлов, художник: «Что-то потустороннее, что-то необъяснимое, что может вызывать вопросы, но в то же время восхищает. У меня в работах, скорее всего, меланхолия. А меланхолия — это не депрессия, это просто такое внутреннее состояние и, наверное, загадка».
Выставка «Фантомные объекты» будет экспонироваться до 30 декабря. Для всех желающих прикоснуться к неопознанному и поразмыслить над непостижимым галерея «Мирас» продолжает работать в обычном графике.