Кожа, куклы и войлок. Как мастера из Благовещенска прославляют Башкирию?
Алёна Лысцова, ремесленник: «Знаете, я так погружаюсь в это дело, что у меня все мысли находятся где-то далеко. Я тут так релаксирую».
Алёна Лысова ловко орудует двумя иглами, прошивая крепкой нитью куски кожи, которые скоро станут кошельком. Заниматься кожевенным ремеслом женщина, врач по образованию, начала три года назад. И уже открыла в Благовещенске свою мастерскую.
Алёна Лысцова, ремесленник: «Кожевенным ремеслом мы начали заниматься с 2019 года. Первым начал заниматься мой муж. Он приносил маленькие кусочки кожи домой и покупал какие-то самые простые инструменты. Он по вечерами всё свободное время посвящал этому ремеслу. Со временем и я втянулась в это ремесло. И в этом году мы официально открыли свою мастерскую».
В небольшой семейной мастерской получаются ремни, кошельки, ежедневники или изделия на заказ. Некоторые работы отправляются на конкурсы.
Алёна Лысцова, ремесленник: «Вот с этим набором мы участвовали в конкурсе «Туристический сувенир». Он сначала проходил в Уфе. Мы там заняли третье место и поехали в Екатеринбург. Сейчас мы стали более уверенными в себе. Хорошо помогает общение с другими ремесленниками. Мы уже чувствуем себя нужными и полезными».
Мастеров и ремесленников в Благовещенске достаточно. Многие из них только в 2022 году начали показывать свои труды и объединяться в сообщество.
Елена Антонова, директор центра развития культуры Благовещенского района РБ: «Мы знали имена талантливых жителей нашего города. Но взаимодействия между ними пока не было. В прошлом году мы провели много мероприятий событийного туризма и поняли, что очень нуждаемся в талантливых людях, которые смогли бы рассказывать о нашем городе людям при помощи своих изделий. И благодаря нашим мероприятиям они увидели, что их изделия вызывают интерес у широкой публики. Их таланты хорошо оцениваются искушёнными людьми».
Ещё одним ремесленником, который заявил о Благовещенске на всю страну стала Галина Соловейкина. Нам она рассказала, что идею для своего рукоделия она нашла в православных традициях своего города.
Галина Соловейкина, методист МБУ ДО ДЮСШ Благовещенского района РБ: «У нас в городе проходит фестиваль «Благовест», который проводится 7 апреля. Это почти дата рождения нашего города. Мои исторические изыскания показали, что именно с этой даты, в день этого праздника издревле православные крестьяне творили из кусочков ткани вот такие обереги ‒ кукла «благодать». Она символ оптимизма. У неё всегда ручки подняты вверх. Её дарят с пожеланием: "Не грусти, не унывай, рук своих не опускай"».
Галина тоже принимала участие в конкурсе «Туристический сувенир» и побывала на всероссийском этапе в Екатеринбурге. В Благовещенске она учит рукоделию и детей.
Галина Соловейкина, методист МБУ ДО ДЮСШ Благовещенского района РБ: «Основа куколки это деревянная берёзовая полешка ‒ символ здоровья. Вся кукла выполняется бесшовным методом, потому что так повелось, что иголку не принято было использовать. Обязательно должен быть поясок, как символ благополучия, фартук, повойник, платочек. Ну и, конечно, ручки должны быть подняты вверх».
Самый древний народный промысел ещё в 2004 году освоил заслуженный работник культуры Башкирии и России Габдулла Ахметшин. 18 лет назад он ездил по башкирским деревням и учился войлоковалянию.
Габдулла Ахметшин, заслуженный работник культуры РБ и РФ: «Нас однажды пригласили в Абзелиловский район, в деревню Бурангулово. Там древние бабушки показали нам технологию изготовления войлока. Мы сначала изучали это, а потом начали делать свои изделия. Я вот выполнил образы Акмуллы. Это были мои первые работы».
Большинство работ Ахметшина ‒ это текстильные картины из шерсти. Самый частный их мотив ‒ башкирские легенды. За годы выставок и конкурсов мастер обзавёлся учениками, которые сейчас в Благовещенске учат обращению с войлоком новых художников.
Габдулла Ахметшин, заслуженный работник культуры РБ и РФ: «Ученики со временем появились и заинтересовались. Кто заканчивал художественные отделения, выполняли картины в качестве дипломной работы. Вот вроде это просто шерсть. Так столько же репьёв, сколько и мусора. А получаются такие удивительные вещи».
Марина Завьялова, преподаватель школы искусств г. Благовещенск: «Габдулла Закариевич начал это направление в нашей школе. И мы, как его последователи, продолжили работать в этой технике. Это направление, мне кажется, будет актуальным. В прошлые века войлок был утилитарным материалом. Из него можно было свалять кашпо, свалять валенки или утеплить юрты. Бытовым был материал. А сейчас начали уже делать вот такие панно или эксклюзивные игрушки. Сейчас очень много людей занимаются вот такими народными промыслами».
Теперь в Благовещенске планируют создать творческую артель ‒ сообщество, в котором ремесленники и мастера смогут общаться и зарабатывать самостоятельно.