Красота и отсылки к христианству. О чём расскажут советские мозаики на домах Уфы?
Часто районы Уфы — это отображение той эпохи, в которую они возводились. Когда на смену сталинскому ампиру пришли панельные высотные здания, встал вопрос: а как их украсить? Тогда, в 60-е годы, на стенах и стали появляться масштабные мозаики.
Динар Бурангулов, исследователь советского монументального искусства Юга России и Башкортостана: «Мозаики делали двух типов. Либо их нарезали из керамики — просто делали керамические плитки и выкладывали. Это был самый дешёвый и самый простой способ. Либо мозаики делали из смальты — это цветное непрозрачное стекло. Это очень дорогой материал. Из него сделали мозаику на Академии наук. Но в эпоху возрождения в Италии придумали флорентийскую мозаику, когда её собирали из драгоценных и полудрагоценных камней».
Некоторые уфимские мозаики знают все. Например, на ГДК и на фасаде Академии наук. Но есть и те, что остаются незамеченными многими. Съёмочная группа UTV приняла участие в экскурсии, которую организовал музей современного искусства ZAMAN. Провёл её Динар Бурангулов — исследователь советского монументального искусства Юга России и Башкортостана и автор блога о советской архитектуре «Kızıl Paşa». Вместе мы осмотрели наиболее популярные мозаики и панно, на которые мало обращают внимание. И теперь поделимся с вами фактами, которые для нас стали открытием.
Динар Бурангулов, исследователь советского монументального искусства Юга России и Башкортостана: «Приходит заказ, и художникам нужно сделать эскизы. Метр на метр или метр на два. И, как правило, им нужно было сделать несколько вариантов эскизов. После того, как эскиз согласовывали, его нужно было нарисовать на картоне красками в полный размер. А потом начиналась работа. Картон делили на блоки и художники работали над своим блоком. Они брали плитку, заливали сверху цемент и дальше им нужна была смальта. В Уфе не было производства смальты. Камни, которые вы видите на этой мозаике, привозили из Москвы и Киева».
Наша экскурсия в основном проходила в центре города, по улице Кирова. Одной из первых точек на пути стала мозаика в холле ГКЗ, на которой изображена команда нефтяников. Наш экскурсовод рассказал, что к её созданию причастна группа художников «Чингисхан», чьи выставки проходили и в России, и за границей. И всё-таки на многих мозаиках нет подписи даже именитых художников.
Динар Бурангулов, исследователь советского монументального искусства Юга России и Башкортостана: «Видели на ГДК же - Ленин со всех сторон? Это одно из самых монументальных панно в Уфе и всей Башкирии. Вот это работа Лябиба Мугтабарова. Кажется, он умер в 2000-х. Но он был учителем для многих художников из группировки «Чингисхан». В том числе и для Василя Ханнанова. Я точно слышал, что он причастен к этому панно. Но перепроверить это уже невозможно. Но пойдёмте дальше».
Динар Бурангулов, исследователь советского монументального искусства Юга России и Башкортостана: «Они, грубо говоря, ко многим работам всерьёз не относились. Мелкие работы на дворцах культуры для них были не серьёзны. А вот к таким, как на Академии наук, был серьёзный подход. Но был ещё и идеологический принцип. Тут это не собственность художника, а общества. Они не подписывали, потому что государство приказало. Тут не было индивидуализма. Это был коллективизм».
Стоя перед большим панно на стене, смотреть на него нужно не только общим взором. Иногда лучше вдаваться в детали, ведь мастера любили оставлять тайные смыслы в своих работах. Например, Петр Храмов, известный как художник-монументалист и автор романа «Инок», был ограничен в своей творческой деятельности в силу большого количества заказов, соответствующих советской идеологии, что не приносило ему удовлетворения. И на стене детского сада №245, как считают некоторые краеведы, она нашёл выход.
Динар Бурангулов, исследователь советского монументального искусства Юга России и Башкортостана: «Пётр Храмов был довольно верующим человеком, хоть и жил в СССР. Он был верующим христианином. И вот в этой части мозаики во время реставрации отпал большой кусок мозаики с двумя рыбами. И краевед Янина Свидзе видит в этом отсылку к христианству. Ранние христиане скрывались. Один на земле рисовал часть полукруга, а второй дорисовывал другую часть. Такая «рыба» и была тайным символом христианства».
Экскурсия заняла у нас около двух часов и помогла нам ещё раз с интересом взглянуть на знакомые детали города. Музей ZAMAN проводит и другие экскурсии по городу, которые посвящены его истории и архитектуре. Больше информации и расписание экскурсий можно найти в социальных сетях музея.