Ладушки #120. Книги и воспитание.
Чтение – чуть ли не основное средство развития и воспитания ребёнка. Через книгу дети узнают о главных ценностях жизни: о доброте, честности, любви, учатся взаимодействать с внешним миром и расширяют границы своего мышления. Но если правильно и вовремя не познакомить ребенка с книгой, то, скорее всего, хорошие отношения с ней не сложатся никогда.
Что же важно знать? Об этом мы и поговорили с нейропсихологом Анной Полищук (г.Москва) в интервью.
Изначально, все дети любят, когда им читают. Главное, делать это регулярно и выбирать те сказки, стихи и рассказы, которые нравятся ребенку. Важно читать самому. Ведь родительский пример был и будет лучшим средством воспитания. Хорошо завести традицию читать всей семьей по вечерам. Потому что давно доказано, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе. Они чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
Какая же литература интересна детям разного возраста?
С 2 до 5 лет дети очень любят ритмические произведения — стихи, песенки, частушки, рифмованные потешки, считалки. А также небольшие веселые истории о животных, маленьких детях и сказочных героев. В качестве примера приведу Истории про кротика Зденека Миллера. Малыши их обожают!
С 6 до 8 ле у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Здесь хорошо подойдут книги Свена Нурдквиста с приключениями о Петсоне. Также детям интересны всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.
С 9 до 13 лет юные читатели интересуются историями о жизнедеятельности завоевателей, учёных, путешественников, героев. У них появляется интерес к морально-этическим вопросам, размышлениям о дружбе, любви, счастье.
С 14 до 18 лет определяется свой круг любимых тем и героев: у мальчиков — свой, у девочек — свой. Здесь интересы уже распределяются по жанрам. Кто-то приобщается к классической литературе, кто-то к фантастике и детективам, а кто-то к лирике и автобиографическим книгам.
Что еще важно знать о книгах и как привить любовь к чтению с малых лет? Об этом вы узнаете в нашем выпуске!