Миллионы за груду металла. Зачем Уфе надземные пешеходные переходы, которыми никто не пользуется
Что приходит на ум, когда вам говорят про подземные или надземные переходы? Скорее всего, это будут бомжи, неприятные ароматы, да не всегда трезвые музыканты. Стоимость таких объектов составляет десятки миллионов рублей, а специалисты все чаще говорят об их бесполезности и даже вреде. Давайте сначала узнаем, что их не устраивает.
Руслан Хасанов, урбанист: «Первое. Внеуличные переходы недоступны для маломобильных жителей. Около 30% горожан либо совсем не могут спускаться и подниматься по лестнице, либо это дается им с большим трудом. Второе. Переходы опасны. Третье. Переходы дорого строить и содержать. Четвертое. Посмотрите на развитые страны. Пятое. Причина пробок в городе — не пешеходы».
Телеканал UTV посетил несколько переходов вместе с урбанистом и архитектором, чтобы понять, где они действительно нужны, а где являются декорациями. Самый свежий надземный переход в Уфе находится на проспекте Дружбы народов. Его открыли в прошлом году к Международным детским играм. Рядом — Центр спортивной подготовки. Переход оснащен отдельным входом для людей с особенными потребностями, видеокамерами и приветливой надписью «Я люблю Уфу». Один минус — объект за 58 миллионов закрыт. Охранник, заметив наши попытки зайти в переход, рассказал о многострадальной судьбе этого сооружения.
Охранник надземного перехода: «Я здесь полгода работаю, его охраняю, еще ни разу не открывали. Это для инвалидов построено, там лифт есть, дорожка специальная. Для пешеходов рядом есть светофор».
Анвар Байков, урбанист: «Это просто металлическая конструкция. Она живет унылой, однообразной жизнью. Там жизнь не кипит».
Алиса Ариткулова, архитектор: «Если честно, у меня этот объект вызывает некоторое недоумение. Переход находится рядом с наземным переходом, его функционал для меня загадка. Светофор, который здесь расположен, он нужен, он здесь останется. Весь поток, который едет в Центр спортивной подготовки, движется из Уфы. Поворот налево здесь необходим».
С этим объектом все ясно. Переход за 58 миллионов не открывался после Международных игр, а люди идут на обычный светофор. Маломобильным гражданам так же гораздо легче будет перейти дорогу по земле, а не над ней. Напомним, что за эти деньги в городе можно построить небольшой сквер или обновить дряхлеющий парк трамваев. Мы же едем на другое сооружение, которое постоянно закрыто на ремонт. Надземный переход около парка Кашкадан и сегодня недоступен для уфимцев.
Анвар Байков, урбанист: «Зачем эта конструкция, которая ландшафт никак не украшает. Она неуместна. Смотрю на само строение — ощущения, что это не переход, а башни какие-то из "Властелина колец"».
Алиса Ариткулова, архитектор: «В свое время я была здесь. Я проходила по этому переходу. Это — страшно, это — неудобно, это — некомфортно. Вам нужно взобраться на второй этаж и пройтись по этому прекрасному тоннелю, в котором летом жарко, а зимой холодно, в нем никто не убирается».
Следующий пункт — переход на остановке «Заводоуправление УМПО». Это место часто мелькает в криминальной хронике — пешеходы, не желая спускаться под землю, перебегают дорогу. Даже отогнули для удобства прутья в ограде. А ведь в этом главная опасность подземных переходов.
Алиса Ариткулова, архитектор: «Допустим, здесь был бы пешеходный переход, водитель был бы готов к тому, что здесь будет идти человек. Когда мы видим подземный пешеходный переход, мы сразу говорим о том, что водитель радостно летит на всей скорости вперед и не ожидает увидеть человека. А человек, бегущий по нерегулируемому абсолютно месту, неправ. Понятно, что он должен был дойти до светофора, перейти дорогу на светофоре и пойти в обратную сторону. Но надо смотреть реально на вещи и понимать, что человек так не сделает».
Тем временем мы отправляемся к другому объекту — переходу на остановке «Юношеская библиотека». Архитектор Алиса Ариткулова считает, что самым приемлемым решением было бы строительство не подземного пешеходного перехода, а установка светофора с «зеброй».
Алиса Ариткулова, архитектор: «По крайней мере, мы можем говорить о том, что это сработает на примере остановки "Железнодорожная больница". Там точно так же две остановки находятся друг напротив друга, так же очень много жилья по обе стороны проспекта Октября, но там стоит обычный наземный пешеходный переход. И как мы видим, никакого коллапса там не случилось».
Добиться появления светофора непросто. Согласно ГОСТу, одним из условий его установки должно быть не менее трех ДТП, которые с легкостью можно было бы предотвратить при наличии светофора.
Алиса Ариткулова, архитектор: «Почему мы должны ждать, когда кто-то пострадает, чтобы понять, что здесь есть какая-то проблема. Нужны превентивные меры, а не меры постфактум, когда уже кто-то пострадал».
Но есть места, где легче построить подземный переход, чем поставить светофор. Одно из них — съезд к Бельскому мосту. В конце июля после реставрации здесь открыли подземный пешеходный переход, который переносит вас на уфимскую набережную. Он был построен еще в прошлом веке, но последние десятилетия был законсервирован.
Алиса Ариткулова, архитектор: «Если человек начнет по земле там переходить дорогу, и мы поставим там светофор, это будет не самое лучшее решение. Поэтому это как раз то место, где он нужен в том виде, в каком он есть. Он совершенно однозначно радует, потому что он максимально приближен по своим характеристикам к безбарьерной среде. Там, допустим, пандусы не совсем по нормативам, но всё-таки они там есть, там есть и комфортный выход».
Однако Уфа, как и другие крупные города, все еще не может перейти на формулу «город для пешеходов».
Алиса Ариткулова, архитектор: «Это те люди, которые пришли пешком. Это те, кто приехал на велосипеде или на самокате, это те, кто разгрузили наши дороги. Им наоборот должно быть максимально удобно и максимально комфортно. Мы не должны загонять их под землю, не должны заставлять их карабкаться на второй этаж, чтобы перейти дорогу».
Телеканал UTV поинтересовался у мэрии, когда будут открыты переходы около Центра спортивной подготовки и парка Кашкадан, когда заработают подъемники для инвалидов на Юношеской библиотеке и где планируется строительство новых переходов. Про ответы городской администрации мы расскажем в следующих выпусках новостей.