Мозаика по-башкирски. Уфимские художники-камнерезы создают уникальные произведения искусства из яшмы
Визитной карточкой Башкирии всегда считался мёд, но кроме него у нас есть кое-что ещё. Через республику проходит уникальный яшмовый пояс, и изделия, выполненные из этого камня, пользуются мировой известностью. Когда-то предприятие народно-художественных промыслов «Артель» делало подарки для первых лиц и сотрудничало с фондом Кремля. Сегодня же, к сожалению, мало кто знает, что представляет из себя башкирская яшма.
Павел Мурашкин, начальник творческой группы учебно-производственного предприятия народно-художественных промыслов “Артель”: «Раньше мы молчали, а теперь уже не можем молчать. Здесь уже явление, которое нельзя замалчивать. Когда в Москве бываем, в Петербурге, нас все знают, нас поздравляют с успехами, мы в конкурсах участвуем, а в Башкирии мы как-то обратно заныриваем в свою среду, и какой-то вакуум существует, мы не понимаем, почему это не поддерживается».
«Артель» занимается не только яшмой, но и другими камнями. Здесь работает 35 художников-камнерезов, многие из которых награждены орденом Фаберже. Поле их деятельности по-настоящему велико: они создают пейзажи, портреты, натюрморты, сцены охоты, разнообразные фигурки и флорентийскую мозаику. Для них это не просто ремесло — это искусство.
Павел Мурашкин, начальник творческой группы учебно-производственного предприятия народно-художественных промыслов “Артель”: «Здесь хорошо видно, как в природе камень: он вычищен уже, вымыт, но суть в том, что он раскрывается в спиле, в полировке вот таким образом».
Изделия из камня моментально приковывают к себе внимание, будь это приятные на ощупь полированные камни или фигурки животных. Когда «Артель» участвовала в конкурсе Гохрана, их назвали ювелирными мастерами, и это действительно так: при взгляде на эту фигурку улитки в голове не укладывается, что она может быть сделана из камня.
Павел Мурашкин, начальник творческой группы учебно-производственного предприятия народно-художественных промыслов “Артель”: «Что такое мастерство работы с камнем: то есть, когда большой блок камня, в данном случае это агат бразильский, он увидел, что в камне есть натёчности определённые. Аскармыш. Это нетронутая рукой мастера натёчность, как она была в природе, так он и оставил. И, сочетая эти две полосы, получилась улиточка».
Камень проходит полный цикл обработки, и на выходе получается готовое изделие. Примечательно: некоторые станки сделаны самими мастерами из «Артели», а некоторые — сохранились ещё со времён СССР. Начальник творческой группы Павел Мурашкин рассказал нам обо всех процедурах, через которые проходит камень, чтобы стать произведением искусства.
Павел Мурашкин, начальник творческой группы учебно-производственного предприятия народно-художественных промыслов “Артель”: «У нас есть гора, есть камень, и из этой дверки мы выносим уже готовое изделие».
Сначала станок с алмазными сегментами разделяет огромную каменную глыбу на небольшие куски, затем другой станок отпиливает от камня тонкие пластинки. Даже после этих процедур камень не сразу попадает к художнику: пластины из яшмы имеют множество трещин и могут ломаться, поэтому перед созданием картины их нужно соединить с помощью специального клея.
После сборки картину шлифуют и полируют. Это последний этап работы над мозаикой, после которого каждая пластина начинает играть на свету и переливаться. Теперь картина готова.
Работу «Артели» высоко оценивают итальянские мастера, и они считают, что в Башкирии складывается собственная традиция мозаики. Кроме того, в регионе уже 15 лет хотят организовать яшмовую комнату, по аналогии с янтарной. Тогда здесь появится уникальный туристический объект. А сейчас “Артель” делает всё возможное, чтобы о мастерстве художников-камнерезов узнало как можно больше людей.