Музей Шаляпина, который ждали 30 лет, открылся в Уфе. На что там можно посмотреть?
Фёдор Иванович Шаляпин - знаковая фигура не только для отечественного, но и мирового искусства. Но прежде чем он стал легендой, певца ждал долгий и тернистый путь. Одним из городов, определивших музыкальную судьбу Шаляпина, была Уфа. Неудивительно, что в башкирской столице, в восстановленном особняке купцов Соловьевых на улица Свердлова, в мае этого года в его честь открыли музей. В этом музейном зале воссоздана музыкальная Уфа тех лет.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Шаляпин приехал не на пустое место, уфимцы очень любили музыку, играли на всевозможных инструментах. Почти в каждом доме присутствовали музыкальные инструменты».
Всего в музее пять экспозиционных залов. Они оформлены в стиле интерьера конца XIX – начала XX веков. Причем не только богемных мест, но и весьма невзрачных. Например, во втором зале воссоздана комната уфимского дома, в котором обосновался Шаляпин.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Он описывал, что снимал подвальную комнату, окна которой выходили на тротуар и мимо мелькали ноги прохожих и ходили клевали важные куры».
Впрочем, подолгу в комнате оперный певец не сидел, проводя большую часть времени в театре.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Шаляпина принимают в Уфу в антрепризу Семёнова-Самарского. Шаляпин взят вторым басом в хор».
А затем Шаляпину выпал счастливый случай. И он из хорового многоголосия получает возможность выйти на первый план.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Один из солистов, когда ставилась опера "Галька" и уже были анонсы по Уфе, и вдруг солист отказался петь партию стольника. Семёнов-Самарский у труппы спрашивает, кто споет? Шаляпин, вы споете? И Шаляпин вспоминал, что ему бы ответить, что не смогу А он сказал, что сможет и через два дня он уже пел».
Выступление прошло удачно. Шаляпин сорвал аплодисменты, после которых у него возник курьез.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Он никак не ожидал, что ему будут аплодировать. А дирижер из оркестровой ямы говорил ему, мол, кланяйся, кланяйся, черт, зашипел на него. Ну вот, он кланялся-кланялся, отходил к креслу. И один из хористов пошутил, отодвинул кресло и со своего двухметрового роста упал. Грим размазался, Шаляпин плакал, а потом вспоминал, что это хорошая примета - на первом спектакле сесть мимо стула на глазах у публики».
С тех пор он до конца жизни зорко следил за креслами на сцене. В Уфе Шаляпина можно было встретить не только в стенах театра, но и прогуливающегося по Большой Казанской. Сейчас всем нам она известна как улица Октябрьской революции.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Встретив кого-то, увидев мало-мальски знакомого или просто солидного привлекательного человека, он достает часы и картинно смотрит на время. И чувствует себя абсолютно счастливым человеком, вот он уже артист. И тут, на Большой Казанской, он делает первую в жизни фотографию».
Из Уфы Шаляпин на поезде едет в Златоуст, играть в оперетте «Синяя борода». Но оказалось, что в Башкирии был оставлен самый главный реквизит.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «И когда приезжают, обнаруживают, что не взяли бороду. Что делает Шаляпин, он отрезает свои длинные волосы и красит их в синий цвет. И отдаёт Семёнову-Самарскому. Тот удивлённо говорит, мол, Фёдор, как же ты будешь теперь выступать? А Шаляпин ему отвечает, что если нужно было бы отрезать палец или ухо, он бы сделала это ради театра. Вот такая преданность была театру».
Следующий зал воспроизводит гримерку Шаляпина в Мариинском театре. Кстати, этот комод принадлежал друзьям певца и был привезен в Уфу из Плёса. К своим образам артист всегда относился скрупулезно и достиг мастерства перевоплощения.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Он вот мог выглядеть и худощавым, и несчастным, и человеком-деспотом. Ему было подвластно всё».
Причем перевоплощать Шаляпин умел не только себя.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Однажды ему нужно было сделать из плотной лошади худую клячу для Дон Кихота. И он загримировал эту клячу, нарисовал рёбра. В общем, добился того, чего он хотел».
Свои образы певец рисовал сам. И дружил со многими известными художниками. Среди которых был и известный уфимский художник Нестеров.
Пятый зал музея - самый главный. Он посвящен периоду мировой славы певца. Здесь находятся уникальные экспонаты.
Елена Замрий, научный сотрудник Музея музыки им. Ф.И. Шаляпина: «Бесценный совершенно у нас экспонат - это последняя пластинка Фёдора Ивановича, записанная в Японии в тридцать шестом году с его выгравированным автографом. А это подлинные вещи Фёдора Ивановича, переданные дочерью Ириной Фёдоровной для шаляпинского центра и в дальнейшем переданные нашему музею. А это фотография с подписью Шаляпина друзьям. Вторая такая находится в Королевской опере в Стокгольме».
Кроме своей основной задачи – хранение и демонстрация экспонатов, в зале проводятся концерты. Первым в будущей череде Музыкальных салонов стало выступление флейтиста Владимира Семина и пианистки Алины Кругликовой.
К слову, музей совершенно не скучный и рассчитан на взаимодействие с посетителями. Здесь и виртуальные витрины, и монофоны, с помощью которых можно услышать пение оперных исполнителей прошлых лет и современности. Со вторника по субботу любой желающий может лично в этом убедиться. Билеты можно приобрести в кассах музея.