Насколько эффективны меры поддержки в Оренбурге для малого и среднего бизнеса в период пандемиии?
Пандемия коронавируса нанесла большой удар прежде всего по малому и среднему бизнесу. В оперативном порядке как региональным, так и федеральным правительством необходимо было предпринимать меры поддержки. Для этого был составлен перечень наиболее пострадавших отраслей. Дамир Фахрутдинов имеет свой бизнес в сфере транспорта и сети АЗС.
Дамир Фахрутдинов, предприниматель в сфере транспорта, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: "Транспорты и перевозки пострадали очень сильно. Более чем в половину. Это по самым скромным подсчетам. Когда были объявлены режим отдыха и нерабочие дни, все предприятия ушли. Соответственно мы полностью потеряли практически весь кластер наших клиентов."
Первое на что начал претендовать предприниматель это зарплата под 0%. По его словам, на его обращение отреагировали очень быстро и помощь была предоставлена. Второй пакет поддержки был предоставлен в виде кредитных каникул по платежам. Банк перенес платеж кредита и теперь они платят только процент. Однако сам Дамир понимает, что спустя какое-то время все деньги в виде субсидий ему придется возвращать.
Дамир Фахрутдинов, предприниматель в сфере транспорта, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: "Следующий этап программы, которую президент озвучил, с июня можно будет подать заявление на выдачу зарплаты под 4%, то есть кредит. Однако в том случае, если вы сохраняете рабочие места, то государство вам его простит. Вы знаете, это действительно то, чего мы ждали. То, что делается безвозмездно, сейчас большая помощь."
Однако есть и те, кто под перечень пострадавших отраслей бизнеса не попал и не смог воспользоваться предлагаемой поддержкой. В такой ситуации оказалась бизнес-консультант Ольга Аминова. Она более 20 практикуется в области продаж, 7 лет из которых занимается консалтинговым бизнесом.
Ольга Аминова, основатель тренингово-консалтинговой компании: "Если говорить о мерах поддержки, которые предоставляются, несомненно они эффективны. И, конечно же, они кого-то из целевых аудиторий зацепили. Мне повезло, наверное, меньше, потому что под какие-то меры поддержки лично я и мой бизнес не попали. И вот наступает какой-то момент, когда все останавливается и мне заказчик говорит: "Все. У нас все отменяется." У меня на счетах все по нулям и недополученная прибыль. Что я буду делать в ближайшее время непонятно."
Ольга решила, что необходимо перестраиваться под сложившиеся обстоятельства и начать что-то продавать, так как поняла, что ее основной бизнес сейчас прибыли ей не принесет. Позже в Интернете она увидела открытый запрос от предпринимателя, занимающегося производством средств индивидуальной защиты о том, что он не может вывести свой продукт на рынок. Тогда Ольга решила помочь и связалась с ней. Это сотрудничество вывело их на совместный бизнес и партнерскую программу. Вскоре продажи начали возрастать.
Ольга Аминова, основатель тренингово-консалтинговой компании: "Я элементарно не могла купить маски для себя и семьи. Уже сейчас я выстраиваю эффективную партнерскую программу, которая будет интересна в том числе нашим партнерам, как возможным агентам, а также представителям компаний, связанных с медициной и производством. Мы начали работать и посыпались заказы."
В министерстве экономического развития Оренбургской области всерьез задумались о том, как расширить меры поддержки, чтобы ими воспользовалось большее количество предпринимателей. Для этого они запускают в работу микрозаймы, которыми могут воспользоваться абсолютно все бизнесмены, независимо от того в какой отрасли они работают.
Наталья Струнцова, первый заместитель министра экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области: "Микрофинансирование - достаточно зарекомендовавшая себя за последние годы мера поддержки. Почти 300 миллионов рублей в текущем году выделено на эти цели из резервного фонда правительства Оренбургской области и Российской Федерации. Микрозаймы будут предоставляться по льготным условиям, порядка 2,5-3% ."
Профсоюз малого и среднего предпринимательства области провел анализ среди розничных точек, которые входят в профсоюз. По итогам стало ясно, что у предприятий продовольственной розницы средняя выручка упала от 20 до 35%. Количество покупателей уменьшилось. Сейчас получают поддержку от правительства около 20%, а остальные 80% не могут ею воспользоваться.
Максим Скивко, председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Оренбурга: "Что касается непродовольственных товаров, то здесь никто не занимался вопросами ОКВЭД. На сегодняшний день, на сколько мы понимаем, федеральный центр сейчас готовит возможность предпринимателю подправить эти цифры. Как только предприниматель поменяет этот код, тогда механизм поддержки у предпринимателей, он вырастет."
По словам бизнес-сообщества, меры поддержки нужно направлять не только на бизнес, но и на простых граждан для того, чтобы развивалась покупательская способность. Именно тогда, поддержка для предпринимателей малого и среднего бизнеса проявит себя действительно эффективно.