Нужны ли школьникам на уроках смартфоны? Отвечают сами дети, их родители и учителя
В конце февраля Радий Хабиров в социальных сети решил спросить у жителей Башкирии, нужны ли школьникам на уроках телефоны. Глава республики обеспокоен тем, что дети отвлекаются от занятий и слишком часто «сидят, уткнувшись в смартфоны». Он считает, что если дети будут сдавать мобильники классному руководителю перед началом уроков, то эффективность обучения возрастет, как возросла работоспособность чиновников, которые оставляют свои гаджеты перед началом оперативных совещаний. В кадетском классе одной из уфимских школ такое правило ввели месяц назад. Мнения детей в отношении этого разделились.
«Я плохо отношусь к тому, что наши телефоны забирают. Это статья о краже чужого имущества».
«Положительно то, что мы не отвлекаемся на уроках, а так, если тебе звонят и нужно срочно ответить, а телефон забрали, то это плохо. Мне однажды звонили четыре раза, и я не успел прийти домой».
«До того как начали забирать телефоны, мы отвлекались, а сейчас нет. Стали лучше учиться».
«Это очень хорошо. Я приношу домой сейчас 4 и 5. А раньше меня даже к директору вызывали из-за того, что я пользовался телефоном и отвлекался».
«Я на уроках телефоном сама не пользуюсь, нет необходимости. Учусь хорошо. А родители спокойно относятся к тому, что я пользуюсь телефоном в свободное время, они знают, что я использую его по назначению».
Родители и учителя, которых мы опросили, в целом, положительно отнеслись к предложению запретить пользоваться телефонами на уроках.
Регина Булатова: «Я согласна с тем, что на уроках надо запретить телефоны, но не в школах. Я хочу быть на связи со своим ребенком и знать, где он».
Владимир Константинов: «В целом, считаю, что телефоны — это современная необходимость, но не на уроках. Телефон — это Интернет, а Интернет — помощник под рукой, и дети не думают своей головой».
Рустем Ишмуратов, заведующий бассейном лицея №161: «Есть дети, которые по состоянию здоровья не могут плавать, они освобождены, сидят на скамейках в телефонах, и даже теорию не слушают. Поэтому часто приходиться отнимать телефоны и отдавать либо завучу, либо напрямую родителям».
Марина Данилова, учитель начальных классов: «было бы хорошо решить вопрос с телефонами именно на законодательном уровне, тогда мы уже сможем ориентировать на закон, и родителям будет легче объяснить, что у нас такое правило и учитель имеет право забрать телефон. Некоторые родители говорят: «Я купил, моя собственность, я сам решу».»
В одной из частных уфимских школ давно приняли решение о сдаче учениками телефонов перед занятиями в специальные коробки.
Константин Миняев, директор частной школы, эксперт в сфере образования: «Уровень восприятия осмысленного может наступить только, по-моему если не ошибаюсь, через 23 минуты. То есть, если ребёнок на перемене поиграл на своём смартфоне, то он включится в то, о чём говорит учитель, только через 23 минуты. Так вот, исходя из этого, можно сделать вывод, что, в принципе, телефоны, не только не нужны для ребёнка, но и для нормального обучения. Они даже приносят определённый вред».
Клинический психолог Ольга Хафизова предложила родителям начать с самих себя, помня о том, что пример дети берут со взрослых.
Ольга Хафизова, клинический психолог: «Вот сейчас, у Вас, взрослого человека, я Вас заберу телефон. Я готова поспорить, что у вас будет тревожность: "Как это у меня нет телефона? У меня же там вся моя жизнь!", вот и у ребёнка тоже самое. Там столько удовольствия, столько развлечений, и он не справляетя со своими чувствами. Поэтому его не просто охватывает тревога, он начинает биться в истерике. И здесь нужно принимать такие более обширные какие-то меры: постепенно сокращать количество телефона, количество времени с гаджетами, и задуматься о своём поведении. "А сколько я реально провожу времени с телефоном? И сколько я с ребёнком в лицом к лицу?" Поэтому говорить, что просто отобрать телефон или пойти на поводу и отдать телефон, то постановка вопроса в данной ситуации неверна».
По словам Ольги, сдача телефонов перед уроками поможет образовательному процессу, но не так эффективно, как привитая тактичность и воспитание.
Ольга Хафизова, клинический психолог: «А может быть нам пора вводить какую-то культуру пользования телефонами? Например, есть такая замечательная практика - во время представления в театре телефоны выключать, конечно, не все это делают. Но регулярно, когда я нахожусь, есть люди которые СМС пишут, отвечают по телефону, мол, "Я в театре!" чтобы причём весь театр слышал. И, наверное, сейчас речь должна идти о том, чтобы вводить эту культуру, что когда ты заходишь в учебный класс, ты берёшь телефон, ставишь в беззвучный режим или в режим полета, убираешь в свою сумку и занимаешься с преподавателем. Это должно быть как зубы почистить, по-хорошему, как ноги вытереть перед тем как зайти в помещение. У нас этой культуры нет. У нас очень развивается эта среда информационная, а культуры пользования у нас нет».
Сейчас в школах Башкирии нет запрета на использование смартфонов. Голосование на страничке главы республики продолжается, и окончательное решение о том, будут ли классные руководители собирать телефоны учеников не принято.