О чем говорил самый экранизируемый писатель России Алексей Иванов в Уфе?
«Взгляд через судьбу одной отрасли. Он избавлен от мифов, от идеологии».
Алексей Иванов достаточно долго может говорить на тему речного флота России. И это не просто так. Очередная творческая встреча с писателем, организованная «Артерией» совместно с «Коммерсантъ — Башкортостан», посвящена его новому роману – «Речфлот». Алексей Викторович презентовал свой масштабный исторический труд, в котором рассказал малоизвестные широкому кругу читателей факты.
Алексей Иванов, писатель: «"Речфлот" – это книга нон-фикшн и посвящена она вообще всей истории российского речного флота: и во времена Российской Империи, и во времена Советского Союза».
Автор просит читателя не путать свою новую книгу с «Бронепароходами» - это произведение о событиях гражданской войны. «Речфлот» - это работа не столько про саму отрасль, сколько про историю России. На вопрос о том, откуда писатель так много знает о речном флоте, с улыбкой отвечает – рос в семье инженеров-судостроителей.
Алексей Иванов, писатель: «Дело в том, что мои родители – это инженеры-судостроители. Я сам, в принципе, студенческий сын. В это время мои родители учились в Горьковском институте инженерно-флотского транспорта и потом работали на речном флоте. Отец у меня был директором речного училища».
Первый русский пароход был речным, и первый теплоход — тоже. Русь превращалась в Россию, растекаясь по рекам, - подобные мысли и лежат в основе нового романа. Сейчас жизнь речного флота в России подходит к концу, к большому сожалению автора.
Алексей Иванов, писатель: «Знаете, пациент скорее мертв, чем жив, к сожалению. Речфлот – это всегда функция от чего-либо. Вот либо функция от великого бизнеса, либо функция от великого государства. В Российской Империи был великий бизнес, в Советском Союзе, при всей неоднозначности, – великое государство. И в то время речфлот тоже был великим. Но постсоветская Россия, к сожалению, не создала ни великого бизнеса, ни великого государства, поэтому речфлот в загоне».
Книга, написанная Ивановым, не претендует на историческую точность. В романе крупицы истории, которые старался собрать воедино автор, но оставил за собой право видоизменять некоторые факты.
Алексей Иванов, писатель: «Для историка главный инструмент – это факт, а для писателя главный инструмент – это образ. И для того, чтобы образ получился более адекватным к эпохе, порой можно немного отступить от факта».
О произведениях Иванова и о самом авторе вы могли знать и не читая его книг. Широко известны фильмы, снятые по его романам. Среди них – «Географ глобус пропил», «Ненастье», «Тобол», «Пищеблок» и другие. Один из самых обсуждаемых – «Сердце Пармы». Автор не устает повторять - в фильме есть не все, что есть в книге, такое уж свойство «киношников».
Алексей Иванов, писатель: «Ну это обычное дело, «киношники» всегда что-то выбрасывают, что-нибудь отрубают, что-нибудь перепридумывают сами, за автора. Это норма. И так поступают со всеми, не только с писателем Ивановым, но и со Стивеном Кингом, да, я боюсь, и с Уильямом Шекспиром так же поступают, это дело обыденное».
Книга, которую презентовал Иванов, уже доступна к продаже. Речи о том, что «Речфлот» станет фильмом, пока нет, но, возможно, совсем скоро зрителя ожидает новый фильм или сериал про великую отрасль ушедшей страны.